Найти тему
Протоиерей Андрей Ткачев

Эвтаназия – милосердна?

фото взято из открытых источников
фото взято из открытых источников

 – Столкнулся с человеком в терминальной стадии онкологией. Никого не узнает, только стонет от боли. Сознания уже нет. Осталась лишь внешняя оболочка. Эвтаназия, не будет ли милосердным выходом? 

Отец Андрей:

 – Ну, как смотреть... С какой точки зрения... 

Идея эвтаназии – она же не возникла на пустом месте. 

Человек на грани – «туда» или «сюда»? Ну, очевидно, – туда. И чего ж ему тогда страдать? Мучается же человек. Давай ему укол вколем? И – до свидания. 

Понятно... Понятный выход... 

А если посмотреть на это с точки зрения другой? 

Страдания очищают душу от грехов. Душа заключена в душную телесную оболочку. И в болезненной этой агонии переплавляются, сгорают, очищаются огнем страданий грехи человека. Так дайте ему дострадать до конца. Там, может быть, немножко и осталось. 

Да... с точки зрения безбожного гуманизма... 

Подчеркиваю! – «гуманизм» ... сам термин – как исторически возникший философский термин – это безбожный термин и безбожная идеология. Ибо до гуманизма был – «теоцентризм». В центре был Господь и Его заповеди. Поэтому нужно было «делать так» и «не делать так». А гуманизм сказал – «Нет! Бог, даже если Он и есть, пусть себе где-то «гуляет». Там, на периферии. А в центре – человек!» 

Гуманизм – это антихристианская вещь. Всякий гуманизм – безбожен. 

Может быть, кому-то и странно это будем услышать. Но я повторяю это. Это не фантазии мои. Это не моя злоба. Это не моя жестокость. Прирожденная. Это факт. Гуманизм – это есть безбожная система философствования, в которой Бог изгоняется из центра мира. А в центр всего мира поставляется – этот гниющий, смертный, грешный – «человечек».

С такой точки зрения в данной ситуации все понятно. Да, конечно... Жизнь твоя только здесь. Жизнь твоя потеряла всякий смысл. Ты будешь страдать и мучаться. Сколько – неизвестно. Зачем – непонятно. Конечно, лучше тебя прихлопнуть как муху. От аппаратов отключить. Или вколоть тебе какую-нибудь инъекцию. Чтобы ты блаженно упокоился. А потом сжечь тебя или закопать. Или в колумбарий поместить. 

Это вполне понятно, с точки зрения гуманизма. 

Но с точки зрения – теоцентризма... Ты возник – как? Как возник каждый человек? Странно возник. В полной тьме материнской утробы встретились мужская и женская клетки. Соединились. И была вспышка радости. Вспышка зачатия похожа на зарю поднимающегося солнца. Это все сегодня техника позволяет чувствовать. Загорелась новая жизнь. И ты родился. Тайна большая – зарождения жизни. 

Ты жил на свете. И жил-то, может быть, как-то вообще никак про Бога не думая, не говоря. Но тебе нужно перейти в другую жизнь. Ты тяжко болеешь. И нужно «доболеть» до конца.

Я понимаю, что может быть и сам я... Не знаю, что Господь мне приготовил в будущем... Не знаю условий своего перехода. Может быть, я потеряю половину своей смелости, если мне придется сильно болеть, если я тоже буду только лежать и стонать от боли... Это может быть с каждым человеком. Конечно, я тогда не буду философствовать. 

Но суть в том, что дострадать нужно – до конца. Нужно дождаться – самого конца. 

И если в окружении такого больного человека есть верующие люди, они это понимают. Если не верующие, они, конечно, жалеют его. И от жалости к нему они, конечно, хотят прекратить его страдания. То есть, убить его раньше, чтобы он больше не мучался. 

Но это не решение проблемы. 

В общем, все зависит от того, верит или не верит в Господа Бога больной человека; верят или не верят в Господа Бога родственники больного человека. Ибо здесь есть два диаметрально противоположных взгляда на проблему. С точки зрения веры – Господи, помилуй! – нужно дотерпеть до конца. С точки зрения антихристианской – (где человек важнее Бога) – надо идти за комфортом, за удобством, за уменьшением страданий. 

Это зависит от людей. Как они решат, так и будет.