Найти тему
Мир кораблей

Рабочие «лошадки» флота. Эскадренные миноносцы типа «Фрисланд»

В 1947 году Бюро судостроения представило проект эскадренного миноносца type 47A. На его основе в рамках масштабной программы возрождения флота был получен заказ на проектирование более крупного эсминца — охотника на подводные лодки. В техническом задании указывались более мощная ГЭУ, усиленное зенитное вооружение, а также лёгкое бронирование корпуса и рубки. В связи с этим стандартное водоизмещение было увеличено на 30% — до 2500 тонн, чтобы разместить новую силовую установку.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)

-2

Проектирование и строительство

Проект был одобрен, и под индексом type 47B, или B-jagers, запланирована постройка крупной серии из 6 единиц. От бронирования решили отказаться, чтобы не утяжелять конструкцию, а в остальном проект полностью соответствовал техническому заданию. Впоследствии заказ увеличили до 8 единиц, отказавшись от строительства двух эсминцев по проекту «Холланд». Подряды разместили на верфях NDSM (4 единицы, включая головной «Фрисланд»), RDM (1 единица), KMS (2 единицы) и Wilton-Fijenoord (1 единица). По имени головного корабля серия получила название «Фрисланд».

Эсминец типа «Холланд», 8 июня 1967 год
Эсминец типа «Холланд», 8 июня 1967 год

Закладка состоялась в период с 1951 по 1954 года, а уже в 1956-1958 годах «Фрисланд», «Гронинген», «Лимбург», «Оверэйсел», «Дренте», «Утрехт», «Роттердам» и «Амстердам» вошли в состав флота.

Описание конструкции

Корпус эсминцев типа «Фрисланд» повторял силуэт корпуса предыдущей серии — большое соотношение длины к ширине, полубачная конструкция с выраженной седловатостью бака, передняя трёхуровневая постройка из алюминиевых сплавов, широкое применение сварки.

Длина корпуса была увеличена до 116 м, а ширина до 11,7 м, при этом стандартное водоизмещение выросло до 2497 тонн, а полное до 3070 тонн.

Схема эсминца типа «Фрисланд»
Схема эсминца типа «Фрисланд»

Герметичные переборки разделяли внутренний объем на 14 водонепроницаемых отсеков. Также имелось деление по вертикали на 7 уровней. Кроме защиты от затопления, конструкторы предусмотрели также защиту от ядерного взрыва, поэтому все без исключения переборки были герметичными, а в каждом отсеке имелась система создания избыточного давления.

Силовая установка

Для эсминцев типа «Фрисланд» в #США заказали 8 силовых установок, подобных тем, что устанавливались на американские эсминцы типа «Гиринг». Такая установка представляла собой двухвальную ГЭУ общей мощностью 60000 л.с., включавшую 2 ГТЗА Westinghouse и 4 котла Babcox & Wilcox. Она позволяла развивать максимальную скорость в 36 узлов, а стандартный запас мазута обеспечивал дальность плавания в 4000 миль при крейсерской скорости в 18 узлов.

Главный трубозубчатый агрегат (ГТЗА) эсминцев типа «Гиринг»
Главный трубозубчатый агрегат (ГТЗА) эсминцев типа «Гиринг»

Вооружение

Главный калибр

В качестве главного калибра использовалась схема, примененная на эсминцах типа «Холланд», — 2 спаренные установки Mk10 со 120-мм универсальными орудиями «Бофорс» М1950, расположенные на полубаке и юте. Установка обеспечивала угол горизонтального наведения 300°, а вертикального до +85°. Орудия имели автоматическую систему заряжания, позволяющую вести огонь со скорострельностью 42 выстр./мин. на ствол. Дальность стрельбы по морским и наземным целям достигала 19,1 км, по воздушным — 9 км. Управление огнем производилось с помощью радиолокационной СУО GA-03 производства голландской компании Hollandse Signaal Apparaten.

Зенитное вооружение

Одного автомата калибра 40 мм, как у эсминцев «Холланд», было явно недостаточно, и поэтому в качестве ПВО ближнего радиуса «Фрисланды» получили еще пять автоматов «Бофорс» SP48 в одноорудийных установках. Две такие установки располагались побортно около боевой рубки, а еще четыре — возле грот мачты на площадке.

40-мм зенитный автомат Bofors SP48
40-мм зенитный автомат Bofors SP48

Каждая установка оснащалась электроприводом с круговым наведением и имела максимальный угол возвышения +80°. Практическая скорострельность достигала 330 выстр./мин., а досягаемость по высоте составляла 7200 м. Управление огнем производилось с помощью радиолокационной СУАЗО KA-01 производства Hollandse Signaal Apparaten.

Противолодочное вооружение

В передней части побортно устанавливались четырёхствольные реактивные бомбометы «Бофорс» M/50 калибра 375 мм с сектором горизонтального наведения в 260°. Они могли стрелять глубинными бомбами массой от 100 до 242 кг на #расстояние 375 м и глубину до 250 м. Бомбомёты управлялись британской противолодочной СУО типа 170B, а поиск субмарин производился с помощью британских активных ГАС типа 162.

Дополнительно в корме располагались два бомбосбрасывателя с 4 глубинными 250-кг бомбами на каждом.

375-мм противолодочный бомбомет Bofors M\50
375-мм противолодочный бомбомет Bofors M\50

Торпедное вооружение

Изначально эсминцы типа «Фрисланд» не должны были нести торпедные аппараты, как и эсминцы предыдущей серии, потому что состоявшие тогда на вооружении торпеды были малоэффективны в борьбе с субмаринами противника. Но в конце 1950-х годов интерес голландского флота вызвали перспективные британские торпеды Мк20(Е) с акустической системой самонаведения. Рассматривалась возможность установки на каждый эсминец двух четырёхтрубных 533-мм ТА для стрельбы такими торпедами. Однако из-за проблем с системой наведения они не были приняты на вооружение, и возможность данной модернизации больше не рассматривалась.

Радиоэлектронное вооружение

Помимо СУО GA-03 и СУАЗО KA-01, каждый эсминец оснащался двумя РЛС обнаружения воздушных целей DA-01 и LW-02 (соответственно для ближнего и дальнего обнаружения) и навигационной РЛС ZW-01. Все радиолокационное оборудование было разработано голландской компанией Hollandse Signaal Apparaten.

Модернизации

В 1964-1966 годах были демонтированы носовые установки 40-мм автоматов для улучшения остойчивости и условий обитания экипажа.

В 1971-1972 годах вместо британских ГАС типа 162 и 170B установили более современные ГАС PAE-1N и CWE-10N голландской компании Van der Heem.

Спустя еще несколько лет, в 1974-1978 годах, вместо устаревших РЛС ZW-01, DA-01 и LW-02 были установлены более современные ZW-06, DA-05 и LW-03, а также дополнительный навигационный радар Decca TM1229. СУАЗО КA-01, напротив, демонтировали.

Боевая служба

Эсминец «Фрисланд»
Эсминец «Фрисланд»

Как и эсминцы типа «Холланд», «Фрисланды» активно эксплуатировались флотом. Они регулярно совершали походы в Голландскую Ост-Индию и Карибское море, участвовали в международных учениях и учебных походах, а также демонстрировали голландский флаг.

В 1962 году «Фрисланд», «Утрехт» и «Лимбург» вместе с авианосцем «Карел Доорман» в срочном порядке были направлены в Голландскую Ост-Индию, где возникла угроза военного столкновения с Индонезией из-за западной части Новой Гвинеи. Чуть позже соединение усилили еще тремя эсминцами: «Лимбургом», «Гронингеном» и «Оверэйселом». Вопрос был решен дипломатическим путем, и голландские эсминцы не сделали ни одного выстрела.

Когда «Дренте» был на Карибских островах в качестве стационара, на нём произошел несчастный случай. Офицер секретной части проявил неосторожность при уничтожении шифрованной документации, что привело к пожару в носовом котельном отделении. Огонь быстро распространился, были повреждены внутренние отсеки, несколько человек получили ранения и двое погибли, #корабль потерял ход и был отбуксирован в гавань для ремонта.

В 1979 году головной корабль серии вывели из состава флота. С него сняли орудия главного калибра, которые затем были установлены на один из фрегатов типа Kortenaer, а корпус утилизировали. Остальные семь единиц в 1980-1982 годах были проданы Перу, где они прослужили еще около 10 лет.

Эсминец «Фрисланд» в Ленинграде
Эсминец «Фрисланд» в Ленинграде

Оценка проекта

За время своей службы эсминцы типа «Фрисланд» зарекомендовали себя, как настоящие «рабочие лошадки» флота, способные решать целый ряд задач — от действий на коммуникациях до сопровождения конвоев и артиллерийской поддержки. Они несли мощное артиллерийское и зенитное вооружение, а отсутствие торпедных аппаратов не являлось недостатком, так как с появлением противокорабельных ракет роль торпед постепенно уменьшалась, и ими вооружали в основном субмарины или корабли большего водоизмещения. Но по мере совершенствования ракетного вооружения чисто артиллерийские корабли существенно уступали кораблям УРО по боевым характеристикам, поэтому после 20 лет службы они вполне резонно были выведены из состава флота.

-10

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK

Другие интересные материалы:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц