Найти в Дзене

Б.Е.Черток, лунная программа и опровергуны

Оглавление

Борис Евсееевич Черток (1912 - 2011 г.) - ученый, конструктор, один из ближайших соратников С.П.Королева, академик, Герой Социалистического труда с 1961 г.

Б. Е. Черток - один их основоположников теории и практики создания систем управления ракетами и космическими апаратами. Один из создателей первых советских баллистических ракет, первого искусственного спутника Земли, первого полета человека в космос, полетов АМС к Луне, Марсу, Венере, первых спутников "Молния", орбитальных станций и др.

А теперь вспомним вопли конспирологов:

"Они про полеты американцев знали только из газет!"

"Брежнев с Никсоном договорились, и ракетчиков заставили говорить неправду."

Открываем книгу Бориса Евсеевича "Ракеты и люди", том 4.

-2

Глава 2.Лунная программа США

"Надежность и безопасность были очень жестким требованием всех этапов американской лунной программы. Был принят принцип обеспечения надежности путем тщательной наземной отработки, с тем чтобы в полете производить лишь ту отработку, которую при современном уровне техники невозможно осуществить на Земле.

Высокой надежности удалось достичь благодаря созданию мощной экспериментальной базы для наземных испытаний каждой ступени ракеты и всех модулей лунного корабля. При наземных испытаниях значительно облегчаются измерения, повышается их точность и имеется возможность тщательного исследования после испытаний. Принцип максимальной наземной отработки был продиктован также очень высокими затратами на летные испытания. Американцы поставили задачу свести к минимуму отработочные летные испытания.

Наша экономия расходов на наземную отработку подтвердила старую истину о том, что скупой платит дважды. Американцы не скупились на наземную отработку и проводили ее в невиданных до того масштабах."

---------------------------

Информация, поступавшая к нам по открытым каналам в течение 1964 года, показала, что работы по лунной программе не мешают американцам создавать боевые ракеты. Более детальная информация доставлялась нашей внешней разведкой. Размах работ по строительству новых сборочных цехов для «Сатурна-5» и «Аполлона», испытательных стендов, стартовых комплексов на мысе Канаверал (впоследствии Центра им. Дж. Кеннеди), центров управления пуском и полетом производил на нас сильное впечатление."

Внешней разведкой!

Для сторонников конспирологии: Первые американские ракеты-носители (как и наши) - это всего лишь переделка баллистических ракет под гражданские нужды. Естественно, советские ракетчики (Королев, Глушко, Черток, Челомей и др.) не могли не получать информацию только из открытых источников. Это был вопрос обороны страны. А гражданское освоение космоса - это был не менее важный вопрос престижа страны. Поэтому Н.С.Хрущев заявил: "Луну мы никому не отдадим!""

Глава 4.Трудный разговор с Королевым

"Меньше чем на минуту задержался Королев в приемной, но ко мне он вошел отнюдь не свирепым, как я того ожидал. На усталом лице было выражение умиротворения. Какие-то мгновения его глаза, обычно внимательные к собеседнику, смотрели куда-то в пространство. Казалось, он вспоминал, зачем он тут. Но это были секунды. Он подошел к моему столу, увидел толстый том — отчет об американских работах по «Сатурну» и сразу изменился. Королев медленно взад-вперед прошелся по кабинету, приглядываясь и входя в новую «систему координат». Далее был длинный разговор."

На столе Б.Е.Чертока был толстый отчет о работах по "Аполлону"! И наверняка там были не только газетные статьи.

Глава 6.Отстаем, но не сдаемся

"Один за другим появлялись доклады разведки и открытые листы — «белый ТАСС», сообщавшие об американских успехах".

"Устинов, сославшись на американские источники информации, сказал, что американцы строго выполняют план, уже объявили о начале полетов «Сатурна-5» в сентябре 1967 года и пилотируемых полетах начиная с 1968 года. Мы, по его словам, запутались с программами облета Луны, срываем сроки по кораблям 7К и непонятно когда намерены начинать ЛКИ носителя Н1."

Опять про доклады разведки! И про "открытые листы". Это так они "получали информацию из газет"?

"Удельный импульс — основная характеристика ЖРД — у НК-15 на земле составлял 294 с, а на больших высотах — 331 с. Двигатели первой ступени «Сатурна-5» имели удельный импульс у земли 266 с и в космосе 304 с. Для получения таких показателей Кузнецов вынужден был довести давление в камере сгорания до 150 атм. Двигатели F-1 «Сатурна-5» имели давление в камере сгорания всего 70 атм."

Черток сравнивает наши двигатели и F-1. Который, как утверждают опровергуны, не летал.

Глава 8.Мы снова впереди планеты всей

"4 апреля 1968 года американцы на «Сатурне-5» запустили на высокую эллиптическую орбиту орбитальный блок шестого «Аполлона» с целью проверки ракетно-космического комплекса на участках выведения, после разгона до второй космической скорости, до входа в атмосферу и при посадке. Появились описания и фотографии американского центра управления в Хьюстоне. По насыщенности электронной вычислительной техникой, средствами автоматической обработки и отображения информации они оторвались от нас так, что мы про свой центр управления в Евпатории говорили: «Каменный век, а мы — пещерные люди, любующиеся наскальными рисунками». Из получаемой нами литературы, для всего мира открытой, а для нас «только для служебного пользования», мы знали, что американские операторы и руководители, управляющие полетом, сидят в огромном зале, в удобных креслах и перед каждым — электронный экран, на который выводится необходимая каждому информация в реальном масштабе времени. Руководитель полета может в любой момент затребовать от любого специалиста информацию на свой экран, выслушать его доклад и разобраться в проблеме, не собирая толкучки. Мы, управляя полетами, сидели на скрипучих стульях перед стеной, увешанной плакатами, хватались за разные телефонные трубки и тем не менее принимали верные решения. Благополучные десять пилотируемых полетов «Джемини», открытые заявления американцев о планируемых на конец 1968 года испытании системы сближения и пилотируемого облета Луны были для нас стимуляторами куда более эффективными, чем непрерывные понукания «сверху»."

Никакого сомнения нет у Б.Е.Чертока в полете "Аполлон-6".

В отличие от одного фрика-кинооператора с его "она поднялась на 30 км и упала". И - чувствуете азарт гонки?

Глава 9.«Разберитесь и доложите мероприятия»

"21 декабря 1968 года. В НИИ-88 мы любовались на большом экране стартом «Сатурна-5» с «Аполлоном-8». Качество изображения, учитывая сложную схему ретрансляции, было вполне приличным. Старт даже на телевизионном экране возбуждал чувства восхищения. При разделении первой и второй ступеней все окутывается выплесками дыма и пламени. Создается впечатление, что произошел взрыв, — но через секунды яркий чистый факел устремляется дальше. "

"Мы, по словам Устинова, распустились. Вернулись к временам феодализма. Каждое министерство — это свое феодальное княжество. Главные конструкторы вместо дружной работы занимают агрессивную позицию в отношениях друг с другом, даже перестают слушать своих министров. Американцы сконцентрировали огромные силы. На лунную программу работает не то 500 000, не то 1 500 000 человек, 20 000 фирм. И все это организует, всем управляет НАСА — государственная организация. Мы зазнались, укорял Устинов, пора трезво оценить обстановку."

Это называется - "договорились"?

"28 декабря руководители министерства и небольшая наша компания, по «особому списку» были допущены к наблюдению за посадкой «Аполлона-8», который был запущен 21 декабря. Корабль включал в себя только основной блок массой 30 тонн, который должен был выйти впервые с тремя астронавтами на селеноцентрическую орбиту. С нашей точки зрения, этот запуск обесценивал нашу лунную программу уже самим фактом пилотируемого облета Луны. Это был первый случай использования ракеты «Сатурн-5» для запуска пилотируемого корабля. «Аполлон-8» проделал более шести витков вокруг Луны. Полет по трассе к Луне и вокруг Луны сопровождался многочисленными телевизионными сеансами. Передавались изображения Земли, Луны, интерьера кабины, работа экипажа, обстановка в центре управления полетом. Мы получали изображение по каналу «Евровидения». Оно не выходило в эфир, а по кабелю передавалось в ЦНИИМаш. При входе в атмосферу отсек экипажа прошел над Сибирью, Китаем и приводнился в Тихом океане в шести километpax от расчетной точки, в которой находился авианосец «Йорктаун». Судя по телевизионным картинкам, на борт авианосца астронавты были доставлены в полном здравии и во время торжественной встречи на борту авианосца чувствовали себя вполне прилично. Полет «Аполлона-8» — независимо от последующих полетов к Луне — был крупнейшим за всю историю американской космонавтики успехом, показавшим всему миру, что наконец-то США удалось опередить Советский Союз в космосе. 30 декабря по требованию Устинова срочно собралась ВПК для обсуждения только одного вопроса: «Чем мы можем ответить американцам?»

Б.Е.Черток почему-то не удивляется, почему после посадки астронавты не лежат в реанимации (а должны быть, как утверждают конспирологи). Оказывается, у нас специально допущенные люди были допущены к прямой трансляции через "Евровидение". А Д.Устинов вроде как не показывает, что "договорились". Устраивает всем разнос.

Глава 12.Триумфы и кризисы лунных программ

"Заседания и горячие споры в аварийных комиссиях, разработка графиков восстановления стартовой позиции были в самом разгаре, когда пришло сообщение о старте к Луне «Аполлона-11». Последующие восемь суток полета, ошеломляющая воображение прогулка по Луне и доставка на Землю 25 килограммов образцов лунного грунта могли бы послужить высокому руководству предлогом для пересмотра программы Н1-Л3. Полет «Аполлона-П» мы наблюдали по телевизору в ЦНИИМаше. После счастливого конца Тюлин предложил зайти в кабинет директора. Там за рюмкой коньяка он сказал: — Это все Черток виноват. В 1945 году он задумал украсть у американцев фон Брауна и с задачей не справился. — И очень хорошо, что эта авантюра мне и Васе Харчеву не удалась. Просидел бы у нас фон Браун без толку на острове, потом отправили бы его в ГДР. Там, как бывшего нациста, никуда бы не допустили. А так с помощью американцев он осуществил не только свою, но и мечту всего человечества, — ответил я с обидой."

Это вот так нашим ракетчикам ЦК "заткнул рот" и приказал "верить в аферу"? Какая-то странная у них на это реакция.

Читая книгу, просто чувствуешь, какое нечеловеческое напряжение висит в воздухе. В этой гонке дорога была каждая минута. Эти люди, не жалея сил и здоровья, создавали космическую технику ради будущего, ради престижа страны. А каких огромных денег это стоило стране, народу! Только 4 пуска ракеты Н-1 обошлись в 6 млд. руб. На эти деньги можно было бы 1 миллион людей обеспечить квартирами.

И, самое главное, чувствуешь силу этого человека, знания, эрудицию. Как бы он смеялся над идиотами, которые сейчас тут пишут: "Онинелеталивывсе вретенасароги".

А полуграмотные дебилы, опровергая полеты в космос, гадят на этих замечательных людей, на космонавтов, на руководителей страны.

P.S. Борис Евсеевич прожил долгую жизнь - почти 100 лет. Умер в 2011 году - через 20 лет после того, как не стало КПСС и СССР. И что, если бы его заставляли при СССР признать полеты "Аполлонов", неужели он не мог перед смертью взять и признаться?

Наука
7 млн интересуются