Найти в Дзене
Владимир Артамонов

Купил уникальные фотографии на аукционе. Летчик Первой Мировой и Гражданской войн. Жизнь и смерть

Приветствую друзья!

На одном из аукционов антикварной бумаги приобрел лот фотографий.
Уникальных фотографий…

Всегда с уважением относился к летчикам. К военным особенно. Отважные люди. А что сказать про военных летчиков времён Первой Мировой войны? Авиация только появилась. Сами самолеты из дерева, ткани, реек, тросиков…

Сейчас мы с помощью старых фотоматериалов отправимся в то далекое время. Благодаря им я узнал о яркой и короткой как вспышка жизни главного героя этих снимков. Перескажу что о нём узнал и вам.

Вот они эти старые фотографии. Надо сказать что очень качественно сняты, видны мельчайшие детали
Вот они эти старые фотографии. Надо сказать что очень качественно сняты, видны мельчайшие детали

Николай Петрович Ильзин (1893-1923) окончил Михайловское артиллерийское училище.

Фото с сайта Клуба выпускников Коломенского (Михайловского) артиллерийского училища
Фото с сайта Клуба выпускников Коломенского (Михайловского) артиллерийского училища

Нашел это фото Ильзина на сайте Клуба выпускников Коломенского (Михайловского) артиллерийского училища. Там он значится как выпускник 1915 года. Но это не так, согласно архивным данным он закончил его в 1913 году. И с сентября 1914 года подпоручик Ильзин числился младшим офицером 5-ой батареи 17-ой артиллерийской бригады.

И вот его фото в лётной форме.

-3

Если приблизить то мы увидим как раз погоны подпоручика артиллерии с шифровками 17-ой бригады.

На фото ему 22 года. Но это взрослый и осмысленный человек с уверенным взглядом
На фото ему 22 года. Но это взрослый и осмысленный человек с уверенным взглядом

Он в составе бригады стал воздушным наблюдателем. Опасное, но невероятно нужное и полезное дело. Корректировка огня с воздушного шара или аэростата.

Отмечу что это был очень распространенный путь в летчики, не в первый раз встречаю.
И в сентябре 1916 года Николай Ильзин заканчивает Гатчинскую военную авиационную школу.
Известна программа школы для офицеров:

Тактика и применение аэропланов в военном деле

Развитие техники авиации

Теоретические сведения по авиации

Материальная часть и служба аэропланов

Двигатели внутреннего сгорания (автомобильный, авиационный)

Автомобили

Материаловедение и сопротивление материалов

Радиотелеграфия

Метеорология

Фотография.
На фронте проявляет себя как смелый, решительный и инициативный пилот.

-5

На этой фотографии я впервые наблюдаю такую крупную кокарду на фуражке. Если кто-то знает о ней напишите пожалуйста в комментариях.

Следующая фотография после аварии самолета, судя по веселью никто не пострадал.

-6
-7
-8

Далее фотографии уже где лётчик Николай Ильзин служит в Красной армии. После революции он перешёл на сторону советской власти.

-9

На этом фото можно увидеть аэроплан целиком в деревянном ангаре.

Об участии в Гражданской войне известно следующее. В ноябре 1919 года он принял командование сводным авиаотрядом на Закаспийском участке Туркестанского фронта.

Отряд совершал разведывательные вылеты, бомбардировки порта Красноводск и белогвардейских кораблей в Каспийском море.

Награжден орденом Красного знамени.

-10

На этой фотографии он, у ангара который мы уже видели.

Выглядит он несколько иначе. Намного старше, хотя прошло лет пять с фотографии представленной первой.

-11

Далее фотография ремонта шасси аэроплана в полевых условиях.

-12

Одно колесо снято и лежит на земле. Хвостовое оперение замялось, от такого положения.

-13

Но видимо будет потом легко выправлено.

На фюзеляже надпись «ШК.2», видимо школа. Потому что после окончания войны Николай Ильзин работал инструктором в авиационных школах Ташкента, Зарайска, Москвы.
В те годы продовольственный вопрос стоял остро, и лётчик Ильзин был одним из первых кто участвовал в опытах применения авиации в сельском хозяйстве. В феврале 1922 года он в составе группы лётчиков энтузиастов подал доклад в Народный комиссариат земледелия с описанием применения аэропланов в борьбе с вредителями.
В Наркомате идеей заинтересовались и одобрили.
И 8 июля того же года, с Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве, взлетел легкий аэроплан «Вуазен» за штурвалом которого находился Николай Ильзин.
Лётчик распылял из ранцевого опрыскивателя химикаты при разной скорости и высоте полета на разложенные на земле полосы составленные из газет. После этого ученые расчитывали оптимальный режим полёта для обработки полей. И данная операция начала постоянно применяться в сельском хозяйстве.

И надо особо отметить что в мире до этого никогда не далал ничего подобного.
Пилот погиб 23 сентября 1923 года во время показательного боя.

Вот фотография с обломками самолета и его телом среди них.

-14

Уже после гибели вышла книга Николая Ильзина «Практика полётов», под патронажем «Общества друзей воздушного флота» в 1924 году напечатанная издательством «Военный вестник».

Всего 30 лет прожил пилот. Много успел сделать, и сколько мог бы сделать ещё если бы прожил дольше…

И если упомянул про «Общество друзей воздушного флота» под рукой оказалось как раз оказалось удостоверение 1924 года.

Покажу пользуясь случаем.

-15
-16

Благодарю Вас за внимание!
Если понравилось ставьте лайк, выражайте своё мнение в комментариях.

Это стимулирует к написанию следующих статей!

Подписывайтесь на канал!