Найти тему

Где заканчивается борьба с собой и начинается "хочу"? Хочу похудеть - без потому что, без надо

Есть известная притча, как каменщикам задали вопрос: что вы делаете?

И получили 3 разных ответа:

  • укладываю проклятые камни

- потому что такая тяжелая, ужасная моя жизнь, не повезло с судьбой;

  • зарабатываю деньги

- потому что семью нужно чем-то кормить;

  • строю храм

- БЕЗ "потому что", я просто ХОЧУ построить храм.

---

  • сжигаю проклятые калории,
  • становлюсь красивой для мужа,
  • ХОЧУ.

Помним, что человек существует на 3-х уровнях:

  • наше тело и физиология,
  • наши социальные роли и общие для всех социальные правила, нормы, идеалы,
  • и каждый из нас как уникальная неповторимая личность.

Единственная по-настоящему эффективная мотивация жизни - это внутренняя мотивация, третий уровень, наше настоящее ХОЧУ.

Внешняя мотивация (первые 2 уровня) сломается, как только найдется повод её сломать. Или даже без повода - если нет принуждения и контроля за спиной.

Пример участницы нашего марафона:

-2

Подчеркну:
ну прет меня от них
ради СВОИХ собственных целей

Свобода воли

начинается только на уровне личности, а раньше него мы рабы (булочек, идеалов других людей, чужой оценки и т.д.).

Я слышу от многих людей (после длительного напряженного размышления):

  • "Да не знаю я, зачем мне худеть! Просто ХОЧУ!"

Как я хочу, чтобы мой дом выглядел определенным образом,

как я хочу заниматься одной деятельностью и не заниматься другой,

как я люблю одного человека и равнодушен к другому,

как я хочу, чтобы у меня на кухне стояли тарелки именно такой формы и такого цвета.

ХОЧУ без "потому что" начинается на уровне личности.

И я намеренно смешала в примере и "мелочи" - тарелки на кухне - и жизнеопределяющую встречу с любимым человеком, рядом с которым просто ХОЧЕТ быть моя душа.

Прошу не путать "ХОЧУ" с мечтой про волшебную палочку. Собственное желание не отрицает работу по получению желаемого.

За тарелками нужно ехать в магазин, они не появятся на полке "силой мысли".

-3

В "я хочу" нет борьбы

С кем мне бороться, если ХОЧУ именно Я?

Извечный вопрос (о борьбе с самим собой) исчезает на личностном уровне, потому что она не борется с собой, она целостна.

Борьба возникает на уровнях ниже:

  • "Я" борюсь с телом

которое, вот ведь вредина!, хочет есть!

  • "Я" борюсь с "Я социальным"

где мне диктуют быть как модель на обложке,

а я противлюсь этому давлению и внутренне бушую против запретов!

  • У личности (вот ведь фокус) борьба пропадает. Она воспринимает свои умения, навыки, тело, социальные роли и прочее, как некоторые данности,

которые сопровождают её движение к интересному ей,

которые можно совершенствовать, при желании,

в которые интересно погружаться, при желании.

---

Чувствовать вкус вкусной еды - это вкусно. Быть рабом вкусной еды не придет в голову.

Быть одобряемым в обществе - это приятно. Отказаться от своих желаний и мнений во имя одобрения не придет в голову.

Иметь деньги - это удобно. Быть рабом денег не придет в голову.

Звучит невероятно пафосно, но именно таков путь развития человека, который очерчивает психологическая наука на данный момент.

При полном погружении в жизнь личность свободна.

При полном погружении в чувства она не является рабой этих чувств. Я описывала это развитие на уровне эмоций в статье:

Что такое эмоциональный интеллект. Как им пользоваться, чтобы не переедать, не заедать стресс и другие эмоции

Состояния личностного уровня (и выше) приятны и желанны,

поэтому становится как бы самоочевидным факт их заложенности в нашу природу.

И поэтому встает вопрос о ПОМЕХАХ развитию.

Если мы задуманы как такие вот
прекрасные, чувствующие, свободные развитые существа,
то почему вокруг видим совсем другое?

Почему ребёнок не может овладеть своим поведением?

Почему взрослый не может выделить себя из своей социальной группы?

И страдает от отсутствия самоуважения, не ощущает собственную значимость, живет мучимый чувством зависимости (прежде всего эмоциональной зависимости) от настроений и желаний других людей.

Или наоборот, почему дистанцируется от людей, блокирует свою чувствительность и оказывается в пустоте?

И ответы даны.

Кратко я их сформулировала как потерю видимости и слышимости (подробно рассказываю в курсе "7 шагов к стройности").

Когда (из-за своей "невидимости" для родителя) у ребенка не формируется "образ Я", необходимый для гармоничного вхождения в соц. группы.

И когда (из-за потери "слышимости") человек не может проявить своё "Я" в социуме, и становится конформен до потери осознания себя, не находит своего индивидуального места в этой группе, он фактически сливается с группой.

-4
  1. При нормальном развитии ребёнок овладевает своим поведением,
  2. далее находит своё место в группе, чувствует свою нужность и свою значимость,
  3. начинает опираться на себя, свои самоощущения, чаще, чем на мнения других, и постепенно рождается как индивидуальная единица.

Описывала в статье:

А вот, если есть нарушение (к примеру, нарушение видимости), то человек "спотыкается" и застревает в развитии, ЕСЛИ не осознает суть проблемы и не решает её осознанно.

Описывала в статьях:

У нас постоянно идут марафоны с призами "Стройнеем с умом маленькими уверенными шагами". И есть люди, которые ищут в поисковике "марафоны с призами" и попадают на мой сайт именно с целью получения приза за свои труды.

Но эти люди и выпадают первыми из марафона, из процесса, потому что они пытались опереться на внешнюю мотивацию.

Невозможно похудеть за деньги. Нет, ну может быть за огромные деньги и можно :-) но не за 5000 руб.

Деньги могут быть маленьким бонусом, приятной радостью-подарком, но не целью. Они могут добавлять азарта и мотивации, но добавлять надо к чему-то.

  • Если человек внутренне не решил, чего он хочет,
  • то с опорой только на внешнее он далеко не уйдет.

Внешнее может быть той помощью, той рамкой, которая помогает организовать деятельность.

Как расписание в магистратуре помогает вовремя читать нужный материал и прослушивать нужные лекции. Но нельзя из-за стипендии или из-за давления родителей овладеть предметами. Знания будут отторгаться.

-5
  • Лектор может быть "проводником" в знания, помогать что-то увидеть, заметить, понять материал.
  • Но совершенно пусты надежды на "наставника", если на него скидывается вся ответственность.

Это вредно.

Не сможет "наставник" за вас похудеть, как лектор не освоит предмет за вас.

А вот иллюзия разделения ответственности (или полной передачи ответственности другому человеку) мешает действовать самому.

  • Надежды на внешнее, полная опора на внешнее - это вред и больше ничего.
  • Похудеть можно только при созревшем "хочу".
я хочу
я хочу
  • Если хочу, по-настоящему хочу, но не получается контролировать себя в какие-то моменты жизни, то это уже другой тип ситуаций, и о нем я писала в прошлый раз.

Автор: Кочеткова Наталья, психолог, консультант по снижению веса и питанию с более чем 20-ти летним опытом, нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.