В предыдущей части нашего увлекательнейшего сериала мы с вами, дорогие читатели, говорили о разгульной и шикарной жизни барона де Рэ в Орлеане. Однако любому празднику приходит конец (иначе какой же он праздник?), наскучила театральная феерия и нашему герою, и он вернулся обратно в замок Машкуль. А так как его дальнейшая жизнь будет протекать именно там и в довольно узком кругу людей, то, как мне кажется, нам стоит поближе познакомиться с его домашним укладом и домочадцами.
Даже вернувшись домой, Жиль не изменил своим привычкам ни на грош (вернее, ни на ливр, конечно). Давайте попробуем представить себе масштабы действа. Итак, замок Машкуль был у Жиля не один - хотя барон де Рэ и разбазаривал направо и налево честно собранное дедом и прочими предками имущество, однако кое-что из замков еще оставалось. И в каждом из этих замков жило по несколько сотен товарищей, обслуживавших этот самый замок: всевозможных поваров и конюхов, служанок и прачек, белошвеек и садовников. А сколько было детей, работавших в разных замковых службах на подхвате!
Зоя Лионидас, историк, переводчик, писатель и большой друг нашего канала, считает, что в таких замках могло жить до трех тысяч (!) человек обслуги. (Честно говоря, у меня с трудом укладывается в голове подобная цифра. Единственное - территории средневековых замков включали в себя ведь уйму подсобных помещений, сады, огороды и прочее. Так что, вполне возможно, чтобы смотреть за этим хозейством, действительно нужна была такая прорва народу. Но им ведь еще где-то жить нужно было...😲)
Словом, все эти многочисленные сотрудники (или дармоеды - кому как больше нравится 😂) хотели есть, пить и получать жалование. Что, собственно, благополучно и реализовывали, разумеется за счет барона. Причем ели не абы что, а хорошее мясо, которое запивали все тем же гипокрасом (снова позволю себе напомнить о цене пряностей в то время). Ну а кроме слуг этими благами мог воспользоваться любой желающий, постучавший в ворота замка, будь то гость благородных кровей или простой богомолец, то есть просто бродяга.
Чую, что меня опять могут закидать домашней обувью, но все равно рискну привести пример: все, читавшие Айвенго, помнят, что в пресловутый вечер, когда интрига только завязывалась, за столом Седрика Саксонского собралась совершенно разношерстная компания, включавшая в себя как идейных врагов хозяина - норманнов, так и вовсе отверженных, типа Исаака из Йорка. Так что подобное хлебосольство наблюдалось не только во Франции и не только в XV веке.
Но слуги нашего героя не только вкусно ели и сладко пили. Господин барон требовал, чтобы в их гардеробе насчитывалось не меньше 100 сменных одежд, а ливреи всей этой компании нахлебников шились из дорогого сукна. Ну и в довершение картины: Жиль любил еще раздаривать свою собственную одежду всем, кто подвернется под руку: слугам, гостям, или встречным бродягам. (Тут будет очень уместно вспомнить о платье, отороченном куньим мехом, которое дед нашего героя, Жан де Краон, завещал наследникам на память о себе.)
Словом, если позабыть о том, что денег у нашего барона не было, и он занимал их у всех подряд (вот кто придумал финансовые пирамиды, оказывается), то внешне все выглядело просто расточительно прекрасно.🙈 Подписывайтесь на мой канал, если хотите не пропустить продолжение этой истории, а также чтобы почитать о других интересных персонажах тех (и не только тех) времен. Предыдущие же части "сериала" можно найти здесь:
Рыцарь-разбойник (часть 30) Мистерия Орлеанской осады, или Пир во время финансовой чумы
Начало истории о рыцаре-разбойнике, а также о других героях XV века