Найти в Дзене

Сказка о царе Салтане, занятие 2

Оглавление

_____

Возраст: от двух-трех лет сказку пересказывайте, читайте маленькие отрывки, которые могут быть поняты; детям старше больше читайте, а долю пересказа уменьшайте. В шесть лет сказку можно пробовать читать целиком, поясняя по ходу непонятные слова и обороты.

Время занятия: от 30 минут

Предыдущее занятие >>

_____

План занятия:

(1) Рассказывайте и читайте сказку, показывайте иллюстрации, поясняйте непонятные слова, включайте музыку – 15-25 минут

(2) Сделайте поделку – 10-12 минут.

Совет для задания 1: покажите то количество изображений, которое готов посмотреть ребенок; картинки во весь экран можно найти по поиску изображений в гугле или яндексе.

_____

(1) Рассказываем и читаем, показываем иллюстрации, ставим музыку

Ниже рассказ и фрагменты текста Пушкина для детей двух-трех лет, детям старше читайте больше, рассказывайте меньше.

Напомните, что было на прошлом занятии, покажите иллюстрации.

Жили-были царь с царицей, царь уехал на войну, царица родила сына. Царю отправили письмо об этом, чтоб он обрадовался, но злые тетки Ткачиха, Повариха и сватья баба Бабариха подменили его.
Царь прочел письмо, что царица родила не сына, а неведому зверюшку, и очень расстроился. Написал ответ, но его письмо тоже подменили, и получилось так, как будто царь приказывает царицу и малыша засунуть в бочку и бросить в море. Все горевали, плакали, но царя надо слушаться, и приказ его выполнили.
Царевич в бочке быстро рос, стал взрослым дядей, попросил волну выбросить бочку на берег. Волна так и сделала, они с мамой-царицей вышли, огляделись –– они на острове. Царевич пошел на охоту, увидел, как коршун напал на лебедя, и застрелил коршуна из лука. Лебедь поблагодарила его.
Наутро царевич и мама-царица проснулись, увидели, что откуда-то на острове взялся город, удивились, пошли туда; их встретили радостно и царевичу предложили стать главным в городе, князем. Стал он князем Гвидоном.
Мимо острова плыли корабли, Гвидон позвал их в гости. Оказалось, что корабли плыли в царство Салтана, его папы. Гвидон велел передавать Салтану поклон (привет).
Когда гости уплыли, Гвидон загрустил, очень папу увидеть хотел. Лебедь превратила его в комара, комар догнал корабли и поплыл с ними к царю Салтану.

-2
Царь Салтан устроил для гостей праздник, и комар-князь Гвидон тоже на этот праздник прилетел и сидит слушает, как царь разговаривает с гостями.

-3
Гости рассказали царю Салтану, что видели чудо — в море есть остров Буян, он всегда был пустой, на нем рос один дуб, а теперь на нем город, большой, красивый, с церквями. Главный в городе — князь Гвидон, он передает тебе, царь, поклон (привет).

-4
Царь очень удивился — откуда город взялся? Никогда на острове Буяне ничего не было, а теперь вдруг большой красивый город. И сказал, что хочет поплыть туда, посмотреть, познакомиться с князем Гвидоном

-5
Помните трех злых теток? Ткачиха, Повариха, сватья баба Бабариха. Им очень не понравилось, что царь захотел поплыть посмотреть на чудо, на город на острове Буяне. И Повариха говорит: никакое это не чудо, это ерунда, вот я знаю настоящее чудо.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд.

-6
Все очень удивились, как так? Разве бывает такое, чтоб белка песенки пела? А орешки разве бывают золотые? И чтоб ядрышки изумрудные?
Комар-князь Гвидон очень разозлился на Повариху, что она отговорила царя Салтана плыть на остров Буян. Если бы царь Салтан приплыл на остров Буян, он бы наверняка очень обрадовался, что его жена царица жива, что его сын никакая не зверюшка, а князь, и живут они в красивом большом городе, а не утонули в море.
Комар так разозлился на Повариху, что подлетел к ней и укусил ее в глаз! Она как закричит, глаз у нее ослеп. Все вскочили, начали бегать, ловить комара, ругаться на него, кричать:

-7
«Распроклятая ты мошка!
Мы тебя!..» А он в окошко
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.

-8
Домой улетел, на остров Буян. Прилетел, перестал быть комаром, стал снова князем Гвидоном, ходит по берегу грустный — папа не приедет.
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?« —
Говорит она ему.

-9
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка —
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут».
Князь Гвидон придумал, что если у него будет чудо-белка, то папа, царь Салтан, на нее посмотреть и приплывет на остров Буян.
Лебедь отвечает князю — знаю такую белку, помогу тебе; не грусти, иди домой.

-10
Заходит к себе во двор — а там откуда ни возьмись елка! Под елкой белка! Грызет орехи — скорлупки золотые, ядра изумрудные. И танцует и поет!
Князь очень удивился — ну и лебедь, как она смогла чудо-белку для него раздобыть?! Построил для белки хрустальный дом, поставил дядек охранять ее.

Включайте "Три чуда" Римского-Корсакова, видео-ряд из мультика на его музыку, белка с 0:48 до 2:26 https://youtu.be/mySbmLIMLmU?t=48

-11
На остров Буян снова приплыли гости на кораблике. Князь Гвидон устроил для них праздник, спрашивает — вы откуда и куда?
Гости отвечают, мы объехали весь свет, а теперь плывем в царство славного Салтана. Князь Гвидон велел передавать царю Салтану поклон.

-12
Праздник закончился, Гвидон их проводил и стоит у моря, опять очень грустный. Снова лебедь приплыла, почему грустный? Князь отвечает — очень папу хочу видеть.
Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль — и в щель залез.

Снова слушаем Полет шмеля, обработка Рахманинова, малышам нравится копировать движения пианиста https://www.youtube.com/watch?v=q8kt7iXUpvM

-13
Приплыл кораблик в царство царя Салтана, и гости рассказывают царю: были на острове Буяне, всегда там было пусто, только одно дерево росло, а теперь там чудесный город, и правит им князь Гвидон. У князя во дворе растет елка и живет чудо-белка.

-14
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут

-15
Царь Салтан дивится чуду.
«Если только жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
И Ткачиха говорит, что белка — вовсе никакое не чудо, вот она знает настоящее чудо!

-16
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,

-17
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

-18
Гвидон разозлился, что Ткачиха сказала, что белка никакое не чудо, и что плыть на остров Буян царю Салтану не надо. Подлетел к Ткачихе и укусил ее прямо в глаз. Она закричала и ослепла, глаз перестал видеть. Все зашумели, начали ловить муху-князя Гвидона, а он вылетел в окошко и улетел к себе на остров Буян.

-19
Прилетел, пошел на берег моря, ходит грустный. Лебедь приплыла, спрашивает - почему грустный? Гвидон отвечает — есть такое диво, на море вдруг поднимаются волны, и из волн на берег выходят 33 богатыря. Все красавцы на подбор, и с ними дядька Черномор.

-20
Если бы были у меня на острове Буяне такое чудо, папа царь Салтан, наверное, захотел бы приплыть сюда, посмотреть на него.

-21
Лебедь ему говорит — не печалься, князь Гвидон, иди домой, я знаю этих богатырей, это мои братья, помогу тебе.
Пошел князь Гвидон домой, смотрит на море с башни, и вдруг видит — на море поднялись сильные волны, хлынули на берег, и из волн, прямо из моря, выходят тридцать три богатыря. Их кольчуги, такая военная одежда, броня, блестят на солнце, как огонь. И главный этих богатырей, дядька Черномор, говорит князю Гвидону: "Теперь мы будем охранять твой город".
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских.

Включайте "Три чуда" Римского-Корсакова, видео-ряд из мультика на его музыку, богатыри с 2:27 до 3:33 https://youtu.be/mySbmLIMLmU?t=147

(2) Поделка

Вариант 1. Распечайте раскраску на выбор

Вариант 2. Пазл

Выберите любое изображение из пункта 1, распечатайте, разрежьте на несколько частей, перемешайте. Предложите собрать, наклейте на основу.

Для детей старше усложняйте: предлагайте нарисовать какой-то сюжет самостоятельно, срисовать понравившуюся иллюстрацию, орнамент, делайте аппликации.

Следующее занятие >>

Сказки
3041 интересуется