Найти тему
Эстетика бонсай

«Ветры перемен» в африканском бонсай

Оглавление

Начиная изучать бонсай, мы в первую очередь «зазубриваем» основные стили, предлагаемые нам Японией. И пробуем растить деревья в том или ином из них. Это хорошо. Не проделав этот путь, понять, что такое бонсай, чем он отличается от дерева, посаженного в контейнер, трудно. Зрители, которые впервые видят бонсай, испытывают очень разные эмоции - восхищение, удивление, непонимание, иногда даже сострадание. Те, кто восхищается – не всегда понимает, что если бонсай нравится, значит, он «стильный». И дело чести каждого, кто создает бонсай, вырастить хотя бы одно дерево, используя принципы классических стилей.

Те, кто занимается и интересуется этой тематикой, знает, что бонсай – это создание миниатюры дерева, растущего в природе. Люди этой категории, глядя на бонсай, отметят его достоинства, но и зададутся множеством вопросом – как, из чего, в какие сроки. Соответствие дерева тому или иному стилю ими будет отмечено только как еще одно достоинство конкретного бонсай. Но все же глядя на то или иное дерево, профессионал может сразу сделать заключение о стиле – настоящем или потенциальном, а также отметить полное его отсутствие – то есть не причислить посаженное в плошку дерево к бонсай.

Тонкие неуловимые черты в принципах формировании бонсай или приверженности к тем или иным породам деревьев есть у каждого большого художника бонсай. Вероятно, углубляясь в тему, можно говорить о конкретных «школах», даже в отдельных сообществах – клубах могут быть свои особенности формирования.

Распространяясь по планете, имея уже более чем столетнюю историю практически во всех странах мира, бонсай все больше приобретает «национальные» черты. Это определяется и общей культурой, но больше - использованием местных пород деревьев, которые диктуют новые варианты классических форм.

Говоря об американском, европейском, теперь уже о российском бонсай, мы только интуитивно или на основе огромного опыта, насмотренности, можем достоверно назвать страну или художника, создавшего бонсай. Нет стилей, закрепленных за этими странами, вероятно потому, что бонсай не изучается комплексно как область деятельности, он развивается как бизнес, как арт-пространство, как клубное движение.

Можно продолжать эти рассуждения, но окунувшись в тему бонсай в Африке, я сделала два наблюдения, которыми хочу поделиться с вами.

Об одном я упомянула в прошлой статье, посвященной Бекки Лукас. Последователи пионеров бонсай в Африке проводят исследования, пишут и защищают диссертационные работы о бонсай. И темы их лежат не в плоскости садоводства или истории культуры. В Африке изучают бонсай как среду воспитания молодежи, как реабилитационное пространство для людей с отклонениями в здоровье.

Другое наблюдение позволит мне упомянуть мастера и теоретика бонсай из Южной Африки, Чарльза Керонио (Charles S. Ceronio), который как пишут «придумал», а на самом деле выявил и описал несколько новых стилей бонсай, которые родились в Африке. Биография Керонио очень интересна, ей нужно посвящать отдельную статью.

В 1980 году он выступил с докладом «Ветры перемен для коренных народов. Стили бонсай для Южной Африки» на 1-й Южноафриканской конвенции по бонсай, состоявшейся в Кейптауне. Он познакомил любителей бонсай своей страны с шестью новыми африканскими стилями.

Стиль баобаб (Baobab style) – основан на создании бонсай, повторяющего форму уникального африканского дерева.

Бонсай в стиле Баобаб Источники: https://vsegda-pomnim.com/derevja/13538-afrikanskie-derevja-72-foto.html
http://www.magiminiland.org/OtherArchived/Bonsaiasagrouparttherapy.pdf
Бонсай в стиле Баобаб Источники: https://vsegda-pomnim.com/derevja/13538-afrikanskie-derevja-72-foto.html http://www.magiminiland.org/OtherArchived/Bonsaiasagrouparttherapy.pdf

Стиль акации с плоской вершиной (Flat-Top Acacia style) – происходит от особенностей произрастания некоторых видов акаций в Африке, крона которых имеет плоский верх.

Бонсай в стиле акации с плоской вершиной (Flat-Top Acacia style). Художник Роберт Стивен (Индонезия).  
Источники: https://ru.pinterest.com/pin/547609635921873376/
https://vsegda-pomnim.com/derevja/13538-afrikanskie-derevja-72-foto.html
Бонсай в стиле акации с плоской вершиной (Flat-Top Acacia style). Художник Роберт Стивен (Индонезия). Источники: https://ru.pinterest.com/pin/547609635921873376/ https://vsegda-pomnim.com/derevja/13538-afrikanskie-derevja-72-foto.html

Стиль Пирнифа или зонтиковидный стиль (Pierneef or Umbrella-shaped style) – некоторые деревья имеют особенную полукруглую крону. Такие деревья изображал известный южноафриканский художник Джейкоб Хендрик Пирниф.

Слева: картина Джейкоба Хендрика Пирнифа (Южная Африка). «Акации на вельде». 
Справа – бонсай в стиле  Пирнифа (зонтиковидный стиль).  
Источники: https://ru.pinterest.com/pin/489203578265542867/?amp_client_id=CLIENT_ID(_)&mweb_unauth_id=86504a36072a43f9a63c78ae567ed7bf
https://www.flickr.com/photos/artimageslibrary/3761350602/
Слева: картина Джейкоба Хендрика Пирнифа (Южная Африка). «Акации на вельде». Справа – бонсай в стиле Пирнифа (зонтиковидный стиль). Источники: https://ru.pinterest.com/pin/489203578265542867/?amp_client_id=CLIENT_ID(_)&mweb_unauth_id=86504a36072a43f9a63c78ae567ed7bf https://www.flickr.com/photos/artimageslibrary/3761350602/

Стиль дикого инжира (Wild-Fig style) – рассматривается как один из вариантов классического стиля метлы, но имеет очень широкую и плоскую крону.

Источник: https://ru.pinterest.com/pin/276267758371373370/
Источник: https://ru.pinterest.com/pin/276267758371373370/

Бонсай в стиле дикого инжира, мне кажется, должен быть похож на такое дерево.

Стиль локтя (Elbow style) – еще он имеет название Wonderboom, по имени уникального 1000-летнего дерева-рощи в заповеднике Претории. Вырастая из одного ствола, ветки утяжеляются, постепенно сгибаясь в виде локтя, опирающегося на грунт, укореняются, становясь отдельными деревьями, со временем укореняются ветки вновь образованных деревьев, тем самым образуя рощу.

Бонсай в стиле Wonderboom или стиле локтя (Elbow style).  
Роща Вандербум в заповеднике Вандербум, Претория.
Источники: https://www.bonsai-bci.com/pdfs/magazine/BSAM-2015Q2.pdf
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ficus_salicifolia_-_Die_Wonderboom,_d,_Wonderboom_Natuurreservaat.jpg
Бонсай в стиле Wonderboom или стиле локтя (Elbow style). Роща Вандербум в заповеднике Вандербум, Претория. Источники: https://www.bonsai-bci.com/pdfs/magazine/BSAM-2015Q2.pdf https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ficus_salicifolia_-_Die_Wonderboom,_d,_Wonderboom_Natuurreservaat.jpg

Стиль Бушвельд (Bush-veldt style) – «бушвельд» - земли, покрытые деревьями. Деревья в неформальном стиле, разветвленные и зигзагообразные, так как в засушливых районах часто теряют ветки, выпуская в сезоны дождей новые.

Художник, контейнер:  Чарльз Керонио. Группа из 50 деревьев получила золотую награду Китайской конвенции по бонсай в 2009 году.  Фото: Сьер Книббелером,  и Роб Ветцнер (Амстердам). 
Источник: https://ru.pinterest.com/pin/258464466089915597/
Художник, контейнер: Чарльз Керонио. Группа из 50 деревьев получила золотую награду Китайской конвенции по бонсай в 2009 году. Фото: Сьер Книббелером, и Роб Ветцнер (Амстердам). Источник: https://ru.pinterest.com/pin/258464466089915597/

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Смотрите на канале

«Эстетика бонсай» ВКонтакте