На берегу существует расхожее мнение, что моряки катаются забесплатно по всему миру, любуются красотами и дышат свежим морским воздухом, да еще за это получают бешеные деньги. Так считала, например, и моя ныне покойная мама.
И действительно, доля правды в таком представлении о работе моряков есть. Зависит от того, как человек относится к происходящему. Я приведу здесь факты из своей жизни, которые говорят сами за себя.
О величине заработка распространяться не буду. Не такой уж огромный, чтобы сильно завидовать, тем более, что его приходится делить пополам, так как моряки, работающие по контракту и получившие денежки за отработанное на судне время, находясь на берегу больше ничего не получают. Да и многие категории береговых работников (а часто и бездельников) и бизнесменов получают гораздо больше.
Поговорим о рабочем времени. Оно, конечно, может варьировать в зависимости от расписания работы судна, но в целом большинство судовладельцев позаботилось, чтобы моряки в море не скучали. Средний рабочий день длится 10 – 12 часов. Бывает и больше.
На некоторых судах вахты расписаны 6 часов через 6, но есть и сверхурочные, связанные с приходами – отходами. Бывает, что моряки не успевают снять робу, как их вызывают на работу опять, так и спят урывками не раздеваясь. Стармех с UNI-4 был так называемый single-engineer, то есть единственный инженер на судне, так он и спал в машинном отделении весь контракт. Известно множество примеров, когда причиной столкновений судов и посадок на мель была усталость судоводителей, которые несут вахты 6 часов через 6, а до выхода в море сутками не спят, занимаясь грузовыми операциями, снабжением, ремонтами, различными проверками в порту. Вот и засыпают на ходу, в смысле на ходовой вахте. При этом на бумаге пишется, что они отсыпаются, как положено. О бюрократических извращениях напишу отдельно. А на мостике никого больше нет, хотя в журнал пишется, что имеется еще вахтенный матрос. Но если матрос будет стоять вахты по ночам, то кто же будет делать работу днем? А работ хватает. Не только вахты, швартовки, контроль за грузовыми операциями, покраска и смазка, но и работы заводского характера. Ведь зачем платить заводчанам, если моряки могут сделать за ту же зарплату? Все равно им в море делать нечего!
Я заметил, что с годами размер экипажа постепенно уменьшается, а объем работ увеличивается. (В том числе резко возрастает объем отчетности.) И тенденция сокращения численности экипажей, а значит, рост нагрузки на моряков, продолжается.
Но хватит о грустном! Всё таки морякам иногда удается и отдохнуть. Я постоянно практиковал на судах, которыми командовал, проведение вечера отдыха раз в месяц. Обычно выбиралось время на переходе, предпочтительно в хорошую погоду (иногда она внезапно портилась), чтобы жарить шашлыки и накрывать стол на палубе, - и приурочивалось к празднику, если имелось что-то подходящее в этом месяце. Вместо ужина готовили шашлыки, салаты, на стол ставились спиртные напитки. После столкновения пьяного капитана-поляка с земснарядом в Намибии компания запретила крепкие напитки на судне, оставалось довольствоваться пивом.
Филиппинцы и бирманцы, слегка захмелев, любили погорланить песни по караоке, но я к тому времени уже обычно покидал место отдыха.
Ну а как же насчет погулять на берегу во время стоянок судна? Такая возможность у меня оставалась только в воспоминаниях в прошлом веке. Последние 20 с лишним лет я работал преимущественно на контейнеровозах. Короткие стоянки позволяли морякам только сбегать в Сименс Клуб (обычно под покровительством католических "Летающих Ангелов"), выпить кружечку или баночку пива и попользоваться интернетом.
Сейчас на многих судах уже имеется спутниковый интернет, поэтому моряки стали выходить на причал еще реже.
Ну и совсем редкий случай, когда моряку удается выйти на берег на несколько часов, в основном за покупками, и уж совсем невероятный случай – с познавательными целями. Такие случаи я могу пересчитать на пальцах одной руки. Самый запоминающийся был – посещение заповедника дикой природы (Сафари) в Кении.
Его нам организовала «мама Пэтти», куратор Клуба моряков "Летающий ангел" в Дурбане, которая путешествовала с нами из ЮАР до Кении и организовала такую экскурсию для моряков в знак благодарности за гостеприимство на судне.
А вот до львов мы не доехали, иначе пришлось бы задержаться на второй день.
Вот так моряки катаются по морям и странам. Всем желающим предлагаю присоединиться.
Тем более, что морской флот последнее время испытывает недостаток в работниках. Всё меньше находится желающих тратить свою жизнь на скитание по морям, большинство предпочитают скучную жизнь на берегу. Дошло до того, что международные морские организации предлагают больше использовать труд женщин в море, что уже практикуется в пугающе возрастающих масштабах.
Как вы к этому относитесь?
Спасибо за прочтение и комментарии.
#работа в море #отдых моряков