Найти тему

Делу время, а потехе – час, по-флотски

На берегу существует расхожее мнение, что моряки катаются забесплатно по всему миру, любуются красотами и дышат свежим морским воздухом, да еще за это получают бешеные деньги. Так считала, например, и моя ныне покойная мама.

И действительно, доля правды в таком представлении о работе моряков есть. Зависит от того, как человек относится к происходящему. Я приведу здесь факты из своей жизни, которые говорят сами за себя.

О величине заработка распространяться не буду. Не такой уж огромный, чтобы сильно завидовать, тем более, что его приходится делить пополам, так как моряки, работающие по контракту и получившие денежки за отработанное на судне время, находясь на берегу больше ничего не получают. Да и многие категории береговых работников (а часто и бездельников) и бизнесменов получают гораздо больше.

Поговорим о рабочем времени. Оно, конечно, может варьировать в зависимости от расписания работы судна, но в целом большинство судовладельцев позаботилось, чтобы моряки в море не скучали. Средний рабочий день длится 10 – 12 часов. Бывает и больше.

Табель моего рабочего времени в  январе 2005, составлен в MS Excel, сейчас уже используются специально разработанные программы. Взял наугад, бывает и хуже.
Табель моего рабочего времени в январе 2005, составлен в MS Excel, сейчас уже используются специально разработанные программы. Взял наугад, бывает и хуже.

На некоторых судах вахты расписаны 6 часов через 6, но есть и сверхурочные, связанные с приходами – отходами. Бывает, что моряки не успевают снять робу, как их вызывают на работу опять, так и спят урывками не раздеваясь. Стармех с UNI-4 был так называемый single-engineer, то есть единственный инженер на судне, так он и спал в машинном отделении весь контракт. Известно множество примеров, когда причиной столкновений судов и посадок на мель была усталость судоводителей, которые несут вахты 6 часов через 6, а до выхода в море сутками не спят, занимаясь грузовыми операциями, снабжением, ремонтами, различными проверками в порту. Вот и засыпают на ходу, в смысле на ходовой вахте. При этом на бумаге пишется, что они отсыпаются, как положено. О бюрократических извращениях напишу отдельно. А на мостике никого больше нет, хотя в журнал пишется, что имеется еще вахтенный матрос. Но если матрос будет стоять вахты по ночам, то кто же будет делать работу днем? А работ хватает. Не только вахты, швартовки, контроль за грузовыми операциями, покраска и смазка, но и работы заводского характера. Ведь зачем платить заводчанам, если моряки могут сделать за ту же зарплату? Все равно им в море делать нечего!

Закрытие трюмов после погрузки. фото из архива автора.
Закрытие трюмов после погрузки. фото из архива автора.
Покраска надстройки. фото из архива автора.
Покраска надстройки. фото из архива автора.
Смазка тросов грузовых кранов. фото из архива автора.
Смазка тросов грузовых кранов. фото из архива автора.
Сварочные работы в трюме. фото из архива автора.
Сварочные работы в трюме. фото из архива автора.
Замена ржавых переборок и палубного настила в топливных танках. фото из архива автора.
Замена ржавых переборок и палубного настила в топливных танках. фото из архива автора.

Я заметил, что с годами размер экипажа постепенно уменьшается, а объем работ увеличивается. (В том числе резко возрастает объем отчетности.) И тенденция сокращения численности экипажей, а значит, рост нагрузки на моряков, продолжается.

Но хватит о грустном! Всё таки морякам иногда удается и отдохнуть. Я постоянно практиковал на судах, которыми командовал, проведение вечера отдыха раз в месяц. Обычно выбиралось время на переходе, предпочтительно в хорошую погоду (иногда она внезапно портилась), чтобы жарить шашлыки и накрывать стол на палубе, - и приурочивалось к празднику, если имелось что-то подходящее в этом месяце. Вместо ужина готовили шашлыки, салаты, на стол ставились спиртные напитки. После столкновения пьяного капитана-поляка с земснарядом в Намибии компания запретила крепкие напитки на судне, оставалось довольствоваться пивом.

Вечер отдыха на палубе возле бассейна, который в кадр не попал. фото из архива автора.
Вечер отдыха на палубе возле бассейна, который в кадр не попал. фото из архива автора.

Филиппинцы и бирманцы, слегка захмелев, любили погорланить песни по караоке, но я к тому времени уже обычно покидал место отдыха.

Ну а как же насчет погулять на берегу во время стоянок судна? Такая возможность у меня оставалась только в воспоминаниях в прошлом веке. Последние 20 с лишним лет я работал преимущественно на контейнеровозах. Короткие стоянки позволяли морякам только сбегать в Сименс Клуб (обычно под покровительством католических "Летающих Ангелов"), выпить кружечку или баночку пива и попользоваться интернетом.

в клубе моряков в одном из портов. фото из архива автора.
в клубе моряков в одном из портов. фото из архива автора.

Сейчас на многих судах уже имеется спутниковый интернет, поэтому моряки стали выходить на причал еще реже.

Ну и совсем редкий случай, когда моряку удается выйти на берег на несколько часов, в основном за покупками, и уж совсем невероятный случай – с познавательными целями. Такие случаи я могу пересчитать на пальцах одной руки. Самый запоминающийся был – посещение заповедника дикой природы (Сафари) в Кении.

Его нам организовала «мама Пэтти», куратор Клуба моряков "Летающий ангел" в Дурбане, которая путешествовала с нами из ЮАР до Кении и организовала такую экскурсию для моряков в знак благодарности за гостеприимство на судне.

"Мама Пэтти" на вечере отдыха среди экипажа судна. фото из архива автора.
"Мама Пэтти" на вечере отдыха среди экипажа судна. фото из архива автора.
Мы с "мамой Пэтти" рядом с бегемотами. надеюсь пояснять кто есть кто не требуется. фото из архива автора.
Мы с "мамой Пэтти" рядом с бегемотами. надеюсь пояснять кто есть кто не требуется. фото из архива автора.
Буйвол - один из символов Африки. фото из архива автора.
Буйвол - один из символов Африки. фото из архива автора.
Молодые крокодильчики. Не правда ли, очень миленькие? фото из архива автора.
Молодые крокодильчики. Не правда ли, очень миленькие? фото из архива автора.
Мы с Джоном (из местного клуба "Летающих ангелов") и жираф. фото из архива автора.
Мы с Джоном (из местного клуба "Летающих ангелов") и жираф. фото из архива автора.
"Мама Пэтти", Джон и молодая черепашка, лет 400, если не ошибаюсь. фото из архива автора.
"Мама Пэтти", Джон и молодая черепашка, лет 400, если не ошибаюсь. фото из архива автора.

А вот до львов мы не доехали, иначе пришлось бы задержаться на второй день.

Вот так моряки катаются по морям и странам. Всем желающим предлагаю присоединиться.

Тем более, что морской флот последнее время испытывает недостаток в работниках. Всё меньше находится желающих тратить свою жизнь на скитание по морям, большинство предпочитают скучную жизнь на берегу. Дошло до того, что международные морские организации предлагают больше использовать труд женщин в море, что уже практикуется в пугающе возрастающих масштабах.

Женщин призывают работать в море. В советское время нам говорили, что в будущем женщины будут только растить детишек. Врали, конечно.
Женщин призывают работать в море. В советское время нам говорили, что в будущем женщины будут только растить детишек. Врали, конечно.
Капитанша с киской. фото из интернета. хотите работать под её командованием?
Капитанша с киской. фото из интернета. хотите работать под её командованием?

Как вы к этому относитесь?

Спасибо за прочтение и комментарии.

#работа в море #отдых моряков