Начальный период обучения пианистов – особый фундамент, на котором строится дальнейшее отношение к искусству и музыке.
Это особое начало всего музыкального развития личности.
Родители и педагоги, являясь наставниками и «двигателями прогресса» формируют правильное отношение не только к образовательному процессу, но и к ошибкам и трудностям, которые неизбежно возникают на пути юных музыкантов.
Внимательное отношение к ним, таким образом, позволит решить проблему быстро, с минимальными затратами времени и, конечно, нервов.
Обратим своё внимание на постановку рук начинающих пианистов, на трудности, которые возникают и способах их преодоления.
Итак, постановка рук или, как говорят сейчас «организация руки» одно из основополагающих этапов для формирования виртуозного владения инструментом в дальнейшем.
Кисть пианиста за инструментом правильно имеет куполообразную форму, отчётливо видны все суставы кисти, пальца не напряжённые и не сжатые, она эластична и движения всех частей скоординированы.
При этом движения простые, экономичные и, следовательно, способствуют выразительности исполнения.
Рука свободна, без скованности, но при этом отсутствует вялость .
Локоть отведён назад и находится на одном уровне с клавиатурой инструмента. Допускается его положение чуть выше корпуса.
Пальцы при игре активны, прикоснувшись к клавишам округлые, подушечки каждого из них чувствуют клавиатуру.
ЗАПОМНИТЕ: первый палец прикасается с клавише своей «боковиной», второй, третий и четвёртый – находятся на одной линии, а пятый – ближе к краю клавиш.
ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ РУК:
Методологами и практиками выделено следующие виды техник :
мелкая – основа и включает арпеджио и различные гаммы.
Крупная – это двойные ноты, аккорды и октавы.
Медиативная – тремоло, данная техника «промежуток» между мелкой и крупной техниками.
Процесс освоения всех видов представленных техник игры включает в себя движение рук над и по клавиатуре.
Основной проблемой начинающих может быть перенос руки над клавиатурой. Она заключается в :
- парашютировании (рука задержалась перед клавишей и не имеет полной свободы);
- лишних движениях (подбрасывании рук вверх);
- неверное извлечение звука (палец «втыкается» в клавишу);
- движение руки по траектории треугольника/прямоугольника (правильно – по дуге).
Так же не стоит забывать и о таких проблемах мелкой техники, как :
- оттопыренный мизинец,
- заваливание кисти влево-вправо,
- скованность плеч,
- скованность или тряска кистью,
- слабость пальцев.
КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ?
Формировать игровой аппарат необходимо практически с первых минут знакомства с инструментом, добиваясь его свободы.
УПРАЖНЕНИЯ-ПОМОЩНИКИ:
А: отлично помогает почувствовать разницу в ощущениях и качестве звука приём «СРАВНИ»:
играем композицию несколькими способами:
напряженная рука + жёсткие пальцы,
усиленно расслабленная рука
рука свободна, но все ее движения организованы и точны.
Предложите сначала послушать, затем сравнить и выбрать наиболее «качественны» вариант.
Отлично, если во время игры начинающий поддерживает играющего – так он физически ощутит разницу.
Б: Подготовка рук к игре:
1:Корпус немного прогнут, на вдох поднимаемся на носки и плавно приподнимаем руки вверх. Скрещиваем руки над головой и разводим их в стороны.
Выдох – свободное «падение» рук.
Это упражнение формирует правильную осанку, помогает ощутить руки «вне туловища» и борется с зажимами.
2.Спина прогнута, руки сзади на гимнастической палке (расположите её заранее в подмышечных впадинах), или сложите руки как показано на картинке.
Вращайте туловищем вправо-влево, без напряжения в руках.
Так Вы формируете осанку, боритесь со сколиозом и зажимами рук в локтевом суставе.
В: Разминка пальцев:
- поглаживайте каждый палец от кончика до основания;
-растягивайте пальцы: тянитесь к предмету четырьмя пальцами, которые лежат на краю стола( пятый палец спрячьте под стол).
-встряхните кистью.
Г: Гибкость:
Попробуйте пружинящими движениями отогнуть каждый палец к тыльной стороне ладони.
Затем сожмите ладонь в кулак и распрямите их с силой.
Д: Подвижность:
Обе руки на столе. По очереди поднимите каждый из пальцев вверх. Постепенно увеличивайте скорость.
Важно, чтобы в упражнении участвовал один палец, а остальные оставались на месте.
Специфика фортепианной игры предполагает постоянную работу всех 10 пальцев, поэтому только постоянная тренировка поможет Вам наслаждаться процессом и осваивать новое качественно и уверенно!
Делитесь с нами своими секретами и лайфхаками в комментариях.