Найти в Дзене

Упражнения для начинающих пианистов.

Оглавление

Начальный период обучения пианистов – особый фундамент, на котором строится дальнейшее отношение к искусству и музыке.

Это особое начало всего музыкального развития личности.

Родители и педагоги, являясь наставниками и «двигателями прогресса» формируют правильное отношение не только к образовательному процессу, но и к ошибкам и трудностям, которые неизбежно возникают на пути юных музыкантов.

Внимательное отношение к ним, таким образом, позволит решить проблему быстро, с минимальными затратами времени и, конечно, нервов.

Обратим своё внимание на постановку рук начинающих пианистов, на трудности, которые возникают и способах их преодоления.

Итак, постановка рук или, как говорят сейчас «организация руки» одно из основополагающих этапов для формирования виртуозного владения инструментом в дальнейшем.

Кисть пианиста за инструментом правильно имеет куполообразную форму, отчётливо видны все суставы кисти, пальца не напряжённые и не сжатые, она эластична и движения всех частей скоординированы.

При этом движения простые, экономичные и, следовательно, способствуют выразительности исполнения.

Рука свободна, без скованности, но при этом отсутствует вялость .

Локоть отведён назад и находится на одном уровне с клавиатурой инструмента. Допускается его положение чуть выше корпуса.

Пальцы при игре активны, прикоснувшись к клавишам округлые, подушечки каждого из них чувствуют клавиатуру.

ЗАПОМНИТЕ: первый палец прикасается с клавише своей «боковиной», второй, третий и четвёртый – находятся на одной линии, а пятый – ближе к краю клавиш.

ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ РУК:

Методологами и практиками выделено следующие виды техник :

мелкая – основа и включает арпеджио и различные гаммы.

Крупная – это двойные ноты, аккорды и октавы.

Медиативная – тремоло, данная техника «промежуток» между мелкой и крупной техниками.

Процесс освоения всех видов представленных техник игры включает в себя движение рук над и по клавиатуре.

Основной проблемой начинающих может быть перенос руки над клавиатурой. Она заключается в :

- парашютировании (рука задержалась перед клавишей и не имеет полной свободы);

- лишних движениях (подбрасывании рук вверх);

- неверное извлечение звука (палец «втыкается» в клавишу);

- движение руки по траектории треугольника/прямоугольника (правильно – по дуге).

Так же не стоит забывать и о таких проблемах мелкой техники, как :

- оттопыренный мизинец,

- заваливание кисти влево-вправо,

- скованность плеч,

- скованность или тряска кистью,

- слабость пальцев.

КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ?

Формировать игровой аппарат необходимо практически с первых минут знакомства с инструментом, добиваясь его свободы.

УПРАЖНЕНИЯ-ПОМОЩНИКИ:

использование приёма "Сравни" поможет наладить контакт с учеником или ребёнком.
использование приёма "Сравни" поможет наладить контакт с учеником или ребёнком.

А: отлично помогает почувствовать разницу в ощущениях и качестве звука приём «СРАВНИ»:

играем композицию несколькими способами:

напряженная рука + жёсткие пальцы,

усиленно расслабленная рука

рука свободна, но все ее движения организованы и точны.

Предложите сначала послушать, затем сравнить и выбрать наиболее «качественны» вариант.

Отлично, если во время игры начинающий поддерживает играющего – так он физически ощутит разницу.

Б: Подготовка рук к игре:

-3

1:Корпус немного прогнут, на вдох поднимаемся на носки и плавно приподнимаем руки вверх. Скрещиваем руки над головой и разводим их в стороны.

Выдох – свободное «падение» рук.

Это упражнение формирует правильную осанку, помогает ощутить руки «вне туловища» и борется с зажимами.

-4

2.Спина прогнута, руки сзади на гимнастической палке (расположите её заранее в подмышечных впадинах), или сложите руки как показано на картинке.

Вращайте туловищем вправо-влево, без напряжения в руках.

Так Вы формируете осанку, боритесь со сколиозом и зажимами рук в локтевом суставе.

В: Разминка пальцев:

-5

- поглаживайте каждый палец от кончика до основания;

-растягивайте пальцы: тянитесь к предмету четырьмя пальцами, которые лежат на краю стола( пятый палец спрячьте под стол).

-встряхните кистью.

Г: Гибкость:

Попробуйте пружинящими движениями отогнуть каждый палец к тыльной стороне ладони.

Затем сожмите ладонь в кулак и распрямите их с силой.

Д: Подвижность:

Обе руки на столе. По очереди поднимите каждый из пальцев вверх. Постепенно увеличивайте скорость.

Важно, чтобы в упражнении участвовал один палец, а остальные оставались на месте.

Специфика фортепианной игры предполагает постоянную работу всех 10 пальцев, поэтому только постоянная тренировка поможет Вам наслаждаться процессом и осваивать новое качественно и уверенно!

Делитесь с нами своими секретами и лайфхаками в комментариях.