Блокадный Ленинград. Вспомним про него еще раз. В очередной. Сложно такое забыть. И нельзя. Мы должны помнить о подвиге ленинградцев, которые почти 900 дней выживали в городе, куда сложно было поставлять провизию.
По информации, содержащейся в издании «Блокада Ленинграда: 900 героических дней», в городе погибло 649 тыс. человек. Но остальные выжили. Смогли. В том числе и благодаря ряду негласных правил.
Бомбежки
Валерия Черепенчук в книге «События, изменившие Россию», обращает внимание на бомбардировки, которые осуществляли немцы в области нахождения Ленинграда – города-Героя.
Местные жители быстро уяснили, как необходимо передвигаться по улицам города. В разных местах имелись предупреждающие таблички о том, какая сторона улицы наиболее опасна. До сих пор кое-где эти таблички сохранились. К счастью, теперь никакой опасности уже нет.
Кстати, эффективность немецких бомбардировок была довольно маленькой. Если брать всех погибших в Ленинграде, то только 3% - это жертвы бомбежек. В основном люди уходили в мир иной из-за голода.
Существовали правила, которые касались еды.
В гости
Сергей Яров в книге «Блокадная этика» пишет, что в Ленинграде люди старались не ходить друг к другу в гости по ряду этических мотивов. И не только этических. Например:
1. Ходить в гости – это тратить свои силы впустую. Кстати говоря, чтобы потом не возвращаться к вопросу: в блокадном Ленинграде все старались чем-то заниматься, что-то делать, двигаться. Люди были похожи на акул. Если знаете, то эти морские хищники не могут оставаться на одном месте. Если акула замирает, то она теряет способность дышать. Поэтому даже спящие акулы немного двигаются.
Вот и жители блокадного города тоже старались постоянно двигаться, хоть это и было очень тяжело. Но, как вспоминали люди, пережившие те самые 900 дней, если кто-то ложился, то больше не вставал.
Я не знаю, как это можно объяснить. Примеров была масса. Поэтому «примета» верная. Нужно было жить, двигаться. Даже в тех очень тяжелых условиях.
2. В гости у нас в стране не принято ходить с пустыми руками. А что мог принести один ленинградец другому? Ничего. Хлеб выдавали в таком количестве, что наесться им было невозможно.
Возникала неловкость: человек приходит, а в руках у него ничего нет. И ему неудобно. И хозяевам не очень приятно: да, приятель, но приперся просто так.
Хотя я думаю, что некоторые люди друг друга все же навещали. И довольно часто. Вместе, как говорится, веселее.
3. Гость, которого мучил голод, мог унести что-то у хозяев. Бывало всякое. Вот еще из воспоминаний одной блокадницы: «Сначала приятель ходил к нам и приносил немного хлеба. А потом, когда дела его стали совсем плохими, он начал и у нас утаскивать – для жены».
Понятно, что всем было тяжело, что людям трудно было совладать с собой. Чтоб от таких соблазнов избавиться, нужно было сидеть дома и не ходить по гостям.
Так и выживали.
Питание
Я не хочу описывать все те страшные случаи, которые имели место. Возможно, что вы о них читали. Как-то я сама писала отдельную статью на эту тему. Давайте о самом простом и важном: о хлебе.
В Ленинграде его выдавали мало. 250 г – работающему человеку. А детям и прочим иждивенцам – по 125 г на сутки. Очень мало… Важно было правильно распределить паёк на весь день.
Умные люди разделяли порцию хлеба на несколько приемов пищи. То есть устраивали себе завтрак, обед и ужин. Хоть и на столе был только хлеб.
Те, кто съедал всё сразу, долго не протягивали. Этому можно найти логичное объяснение. Например:
человек получил хлеб, пришел домой, всё съел. Вечером ему положить в рот нечего. Хочется хоть несколько крошек съесть. А их нет. А те, кто ел несколько раз в день, – они как бы обманывали свой организм. Все ж трехразовое питание.
В очередях
Когда люди стояли в очередях за хлебом, они держали друг друга за локти. Стоящий сзади брал за локти того, кто стоял впереди, крепко к нему прижимался. Это защищало от тех, кто хотел вклиниться в очередь. Кроме того:
· так стоять было теплее;
· если закружилась голова, можно было удержаться.
Так и выживали в блокадном Ленинграде. Тяжело. Страшно. Но нужно было выжить.