Найти тему

Самая знаменитая и трагическая дуэль в Петербурге начала 19 века. И это не дуэль Пушкина

Ничто не имеет такого серьезного значения для людей как любовь и смерть. Поэтому во все времена особое внимание общества привлекали случаи, когда любовные отношения приводили к гибели.

В 19 веке одной из самых распространенных причин гибели в мирное время были дуэли, на которых отстаивали честь своих возлюбленных или родственников. Из трех самых знаменитых дуэлей 19 века в советские времена и сейчас вспоминают две – с участием Пушкина и Лермонтова.

Однако, за два месяца до восстания декабристов – в сентябре 1825 года, в Петербурге произошла дуэль, которая всколыхнула общество и надолго осталась в воспоминаниях.  Это была дуэль между аристократом из рода Орловых, флигель-адъютантом Владимиром Новосильцевым и сыном «простого» генерал-майора поручиком Семёновского полка Константином Черновым. Обоим было немногим более 20 лет. Оба погибли.

В.Новосильцев был прекрасно образованным молодым человеком, наследником огромного состояния. На балу он познакомился и влюбился в дочь генерал-майора 1-й армии Пахома Чернова, которая была невероятной красавицей. Он искренне был намерен жениться и попросил руки девушки, на что получил согласие.

Владимир Новосильцев
Владимир Новосильцев

Но гордая мать Новосильцева, графиня из рода тех самых Орловых, была категорически против женитьбы сына на девушке не из аристократического рода, со смешным простонародным отчеством Пахомовна … И Новосельцев отказался от своего предложения, хотя на глазах всего света общался с Черновой и оказывал ей внимание как будущей невесте. Брат девушки – Константин, вызвал несостоявшегося жениха на дуэль.   Однако, в первый раз, дуэль отменили, так как родственники Новосильцева обратились к начальству генерала Чернова и он, по их настоянию, отказал жениху, как отец невесты. После чего уже сам Новосильцев послал вызов корнету Чернову, так как счел, что он распространяет слухи о том, что он женится по принуждению. Но и в этом случае, стороны примиряются, так как Новосильцева удовлетворил ответ Константина Чернова, что он не может иметь целью очернять будущего зятя и слухов не распространял. Новосильцев, при этом, вновь обещает жениться на сестре Чернова.

Возможно, что ситуация разрешилась бы благополучно для всех сторон и высокое начальство, не поощрявшее дуэли, примирило бы родственников обоих противников. Но вмешались известные исторические личности, выступившие в роли провокаторов и подлецов. Один из руководителей будущих «декабристов» Рылеев, написал Владимиру Новосильцеву письмо, в котором потребовал сообщить о сроках свадьбы своего друга Чернова.

В ответ Владимир Новосильцев направил письмо напрямую Чернову, игнорируя Рылеева. В письме он сообщил, что окончательное решение будет принимать он и отец невесты.

Фрагмент портрета К.Ф.Рылеева. Художник П.А.Корин
Фрагмент портрета К.Ф.Рылеева. Художник П.А.Корин

Но мирное разрешение ситуации не устраивало Рылеева и «декабристов». Они решили сделать из дуэли политическую акцию, играя на том, что это конфликт между представителем высшей аристократии и простым(!) дворянином, сыном простого генерал-майора. Члены тайного общества считали, что гибель бедного юноши, вступившегося за честь сестры, всколыхнет общество как раз перед готовящимся восстанием. Поэтому «друзья» - декабристы сделали всё, чтобы Чернов снова послал вызов на дуэль, и чтобы её условия были как можно более жесткими. На выбор условий повлиял Рылеев – он был секундантом Чернова.

Новосильцев принял вызов Чернова. Расстояние между барьерами, от которых нужно было стрелять, было всего пять шагов. И если один из противников, сходясь, выстрелил бы первый и промахнулся, то второй мог бы застрелить соперника, практически, в упор. Они подошли к барьеру и выстрелили одновременно. От смертельных ранений оба умерли через два дня.  Перед смертью простили друг друга и справлялись о состоянии соперника…

Провокация тайного общества удалась, на похороны Константина Чернова пришло много народа, историки считают это первой политической манифестацией в России.

Декабрист Евгений Оболенский писал в мемуарах об этих похоронах:

Все, что мыслило, чувствовало, соединилось тут в безмолвной процессии… к тому, кто выразил идею общую, идею о защите слабого против сильного, скромного против гордого...

Это выражение «всё, что мыслило…» потом очень любили использовать всевозможные, демократы и либералы всех времен. Отказывая всем не согласным с ними в способности мыслить.

Памятный знак на месте дуэли Чернова и Новосильцева
Памятный знак на месте дуэли Чернова и Новосильцева

Старая графиня, мать Новосильцева, горевала и раскаивалась, говоря, что это она убила единственного сына. Отдавала свои богатства на благотворительность. Построила храм рядом с местом дуэли. В храме потом молились офицеры перед отправкой на войну. При советской власти храм снесли. А в 1988 году на месте дуэли установили памятник. Это в парке Лесотехнической академии.

Вот такой эффект дало соединение традиционных предрассудков маменьки с подлостью во имя идеалов членов тайного общества. И что характерно – «первая политическая манифестация в России», на которой собралось «всё, что мыслило»,  была результатом манипуляции заговорщиков. И стоила гибели двух прекрасных молодых людей 20 лет от роду.

Больше статей и фотографий Петербурга в нашей группе ВК - https://vk.com/piterobserver