итак, у нас на очереди второй гормон передней доли гипофиза - соматотропин, гормон роста.
Он, как и пролактин, тоже белковой природы и состоит из 191 кирпичика - аминокислот, поэтому так же, как пролактин (и как все белки) он весь из себя длинный, гнутый и скрученный, а говоря умным языком, имеет вторичную и третичную структуру.
Основное действие соматотропина : обеспечение роста - мышц, костей, внутренних органов, он обеспечивает синтез белка, участвует в обмене липидов и водно-солевом обмене, действует против инсулина в регуляции углеводного обмена.
Однако, сам по себе соматотропин роста не вызывает, ему нужен для этого посредник. И этот посредник - инсулиноподобные факторы роста, которые вырабатываются под его влиянием в печени.
Именно по уровню этих инсулиноподобных факторов роста - в первую очередь ИРФ1 - мы и судим о патологическом увеличении или уменьшение выработки соматотропного гормона.
Дело в том, что сам соматотропный гормон вырабатывается в течение суток нерегулярно; его большее количество выделяется ночью в начальной фазе глубокого сна, на выделение влияет стресс, приём пищи, физическая нагрузка - в то время, как инсулиноподобные факторы роста более стабильны и легче "поддаются учёту".
Управляется соматотропный гормон по принципу обратной связи более "начальственным" соматостатином гипоталамуса. При нарушении выработки и дефиците соматотропного гормона в детском возрасте развивается пропорциональная карликовость, так называемый, гипофизарный нанизм.
Человек при этом не выглядит уродливо - он похож на ребёнка, только черты лица и состояние кожи выдают возраст Хотя какая-то диспропорция всё-таки угадывается.
При раннем выявлении дефицита соматотропного гормона, то есть до того, как закрылись зоны роста в костях, дело может поправить заместительная терапия, то есть введение недостающего количества гормона из вне. При успешном лечении задержка роста таким образом преодолевается, пациент вырастает и становится просто низкорослым или даже низко-среднего роста человеком с нормальным развитием внутренних органов. Репродуктивная способность при гипофизарном нанизме может быть нарушена. но не всегда. Хотя, конечно, вынашивание детей женщинами- гипофизарными карлицами в силу анатомических особенностей проблематично. Во взрослом возрасте клинически значимый дефицит соматотропного гормона практически не встречается.
Теперь что касается переизбытка соматотропного гормона. Чаще всего такое наблюдается при высокодифференцированной опухоли, исходящей из соматотропных клеток. Если к моменту заболевания человек ещё молод и у него не закрылись зоны роста, избыток соматотропина вызовет гипофизарный гигантизм. Человек, страдающий таким гигантизмом, тоже сложен пропорционально но чрезмерно высок. Внутренние органы также увеличены что не полезно.
Если же зоны роста уже закрылись, или избыток соматотропного гормона случился у человека взрослого, то клиническая картина будет несколько иная. При закрытых зонах роста кости в длину расти уже не могут. Зато могут грубеть и утолщаться. Также будет наблюдаться рост там, где выражена хрящевая ткань, а также и мягких тканей. А это в первую очередь уши, нос, губы, утолщаются и увеличиваются концевые части пальцев рук, ступней, растёт челюсть, раздвигая зубы - промежутки между зубов делаются более широкими, начинает выпирать лобная кость, и все черты лица приобретают несколько обезьяноподобный характер - с тяжёлой челюстью и крупными выступающими буграми. Вы наверняка не раз видели такого человека по телевизору - он спортсмен, насколько я знаю, заседал в думе, а сейчас ведёт интересную передачу. Вид настолько характерный, что я даже не сомневаюсь в диагнозе.
То же самое происходит и с внутренними органами :они увеличиваются, что, как я уже выше заметила, для них не полезно - нарушается их кровоснабжение, иннервация и питание, что ведет к функциональной недостаточности.
Причем указанные изменения развиваются медленно и поэтому диагностика нередко запаздывает. При выявлении опухоли гипофиза её целесообразно удалить. Тем более, что, как и при пролактиноме, может страдать зрительный перекрест с нарушением зрения. Если же опухоль не обнаружена или по каким-то причинам не может быть удалена, остаётся проводить консервативное лечение, то есть блокировать выделение и работу соматотропного гормона лекарственными препаратами созданными по подобию соматостатина гипоталамуса.
Распространённость избытка соматотропина (гигантизма или, как это называется во взрослом возрасте, акромегалии) не слишком велика - на мою диспансерную группу , сформированную примерно на сорок тысяч населения, таких людей пятеро.