Каждый, кто когда-либо был на крейсере, знает, что именно на «Авроре» был произведен выстрел, положивший начало большевистской революции. Однако история этого корабля гораздо интереснее — знаменитый крейсер на самом деле является одним из самых выдающихся и непотопляемых боевых кораблей в истории российского военно-морского флота.
Как самый легендарный российский военный корабль, «Аврора» в первую очередь ассоциируется с революцией 1917 года. Его выстрел считается сигналом для солдат и матросов Революции начать атаку на Зимний дворец, резиденцию Временного правительства. Так начинается новая эпоха в истории России. Однако перед этим бурным событием «Аврора» проходит немало трудностей.
Работы над крейсером начались в 1897 году и закончились через шесть лет. По личному распоряжению Николая II военному кораблю было присвоено имя римской богини утренней зари.
Первым крупным конфликтом, в котором участвовал корабль, стала Русско-японская война. В октябре 1904 года в составе Второй Тихоокеанской эскадры «Аврора» вышла в Балтийское море и начала дальний поход на Дальний Восток для борьбы с японцами.
По пути эскадра едва не начала войну с Британской империей. Туманной ночью русские моряки топят английские рыболовецкие траулеры, принимая их за японские торпедные катера.
Инцидент разрешился мирно, но «Аврора» не вышла из него невредимой. Как и английские рыбаки, русский крейсер в темноте также был принят за боевой корабль противника и был поврежден дружественным огнем. Кроме того, находившийся на борту православный священник получил тяжелые ранения и вскоре скончался.
Большую часть времени «Авроре» везло, особенно когда он участвовал в боевых действиях против японского флота в катастрофической Цусимской битве, но чудом уцелел. При 18 попаданиях противника кораблю все же удалось укрыться в нейтральном порту Манилы.
В 1910 году «Аврора» посетила итальянский город Мессина для вручения медали русским морякам, участвовавшим в спасательных операциях после землетрясения 1908 года. Однако ночью в городе открылся пожар, и экипаж «Авроры» первым пришел на помощь. За этот поступок они также получают несколько тысяч апельсинов и лимонов.
Во время Первой мировой войны на «Аврору» в основном возлагались задачи патрулирования и поддержки операций сухопутных войск. Она также пережила столкновения с боевыми кораблями и гидросамолетами противника.
Великий час Авроры наступил, когда большевики штурмом взяли Зимний дворец и свергли Временное правительство. Выстрел с боевого корабля сигнализировал о начале атаки, хотя некоторые утверждали, что «Аврора» открыла огонь после того, как атака уже началась. Однако с тех пор «Аврора» стала одним из главных советских символов.
Когда в 1922 году закончилась Гражданская война в России, «Аврору» переоборудовали в учебный корабль, но когда началась Великая Отечественная война, списанный корабль вернулся на военную службу и был включен в состав противовоздушной обороны Ленинграда.
После 1945 года тяжёлые для корабля дни наконец подошли к концу, и он получил постоянный дом на берегу Невы, где с тех пор служил музеем и одним из символов Ленинграда (Санкт-Петербурга).
Однако последний эпизод напоминает старому судну о его революционном прошлом. В 1975 году капитан Валерий Саблин и его спутники захватили противолодочный фрегат «Рига» и взяли курс на Ленинград, чтобы начать новую революцию.
Планы Саблина поставить свой военный корабль на якорь рядом с символом русской революции так и не осуществились, потому что он был быстро захвачен Балтийским флотом СССР.