….Лариса Раттер- европейский, свободный, независимый художник, писать картины начала с 2007 года.
В ее картинах присутствуют мистическая, чарующая таинственность, флер нежной, искушающей загадки. Изысканность красок, тонкие переливы души. Нежная и простая интонация сердца, пульс, ритм, что слышны очень отчетливо в каждой ее картине, в каждом рисунке, наброске или – акварели и коллаже. И даже - в компьютерной графике.
Мир поэзии Ларисы Раттер это, прежде всего - мир волнующейся, одухотворенной и нежной, артистичной женской души, что создает свою собственную, цельную, сверкающую Вселенную, не только красками, но и - словами. Лариса пишет удивительные тонкие, грифельные стихотворения - верлибры. Их можно обозначить, как монологи о любви, тончайшие зарисовки мгновений жизни. Поэтесса искренне пытается передать рифмами и образами тончайшие всплески души, сердечных эмоций, озарений ума….
Ларисой Раттер выпущен сборник авторских стихотворений. «Неудобная женщина» (2021 г).
По жанру ее творения это – свободный от рамок верлибр или классическое «тургеневское», стихотворение в прозе, со свежайшими нотами впечатлений, чувств и эмоций.
Эмоции и оттенки чувств в строфах совершенно разные: горечь, боль и разлука, счастье встречи, счастье понимания, счастье слияния с любимой душою воедино.
Есть в ее строфах и сезоны, времена года, ароматы осени, переливы весны, зрелость и спелость лета. Они необычайно трогают читателя. Завоевывают сердце и душу его, исподволь и осторожно. К строфам непременно захочется вернуться. Выбрать на память. Сохранить в себе, в своем личном пространстве.
Но все же - вернусь к основному творчеству Ларисы Раттер, к ее картинам.
Художница упорно и вдохновенно создает своим творчеством целую Вселенную, сложную и многогранную, как свободный, искрящийся кристалл.
Художественный мир Ларисы Раттер, отчетливый и яркий, это тоже прежде всего -мир души Женщины, что соткан из сотни образов: мифическая Лилит, богиня любви, русалка, ундина, наяда, стрекоза,
Или, например, - Дама- осень, смотрящая на тепло согревающих город вечерних фонарей. (полотна « Тайнопись. Белые фонари.» и ли «Музыка расставания») - в полотнах как бы просматривается , ощущается тонкий символизм стихотворений Александра Блока или Осипа Мандельштама, волшебная атмосфера «Темных аллей « Бунина.
Иное настроение вызывает у зрителя величественная и скорбящая за весь мир Богоматерь с картины «Взыскующая света» … Это полотно относится к позднему периоду художественных работ Ларисы Раттер.
Философское, объемное полотно, картина в коричнево -золотистом колорите, в цвете терракота: Богоматерь, сливающаяся с куполами собора, Богоматерь, выходящая из сердца Вселенной, земли, из сердца каждого человека, смотрящего на эту картину. Полотно - тайный и одновременно - открытый, знаковый диалог художника с каждым из нас, тревожный набат в наши сердца, призыв к покаянию и осмыслению сегодняшней всеобщей беды, катастрофы на Планете.
Картина наполнена многомерностью, сложными, глубинными философскими, мистически хранящими смыслами. Скорбящая и печальная Богоматерь обращена к нам в профиль, о со спины ее, за плавностью линий, на нас смотрит Спаситель.
Эклектика искусства Ларисы Раттер, свободная, экспрессивная и импрессионистическая манера ее полотен, что звучат, порою, как изумительно волнующие, захватывающие душу аккорды (картины «Твоя сирень», «Море и две женщины»),
околдовывают, удивляют и завораживают. Даже и против воли зрителя. Имеют магический эффект. На них хочется смотреть, не отрываясь, они вдохновляют, лечат, призывают вдуматься в увиденное…
Вспоминаются сразу же мистический пир красок и образов М. Врубеля, точность линий Пикассо, вдохновенность и восторженная яркость полотен Анри Матисса и Поля Сезанна.
Талантливая кисть Ларисы Раттер, ее пылкое воображение, тоже всегда – вдохновенны, и как бы не знают перерывов в работе. В картинах, строфах стихов и эссе , всюду нам слышна пульсация ее сердца. Она несет и щедро дарит сердце нам. И все это уникально и потрясающе.
И никого почти не оставляет равнодушным. На выставках на картины Ларисы Раттер постоянно приходит смотреть взволнованный зритель. Ее верлибры - читают, на ее строфы пишут музыку.
Это, наверное, и есть - признание. Самое важная категория ценности для истинного, талантливого художника.
P.S. Ссылки на страницу Ларисы Раттер времено недоступны.
Вот одно из ее стихотворений.
И ветер почернел – так взбеленился отрок,
Когда бежала прочь, подальше от ворот,
Когда слова, как град, сорвались ненароком,
Сюжет перекроив тотчас наоборот…
Как дивно и светло тот начинался вечер
В мерцании свечей и с верой в чудеса.
И улыбался дом, хранящий тайну встречи,
И полнились теплом влюблённые глаза.
Летела средь зимы, объята светом смелым,
Встревоженной души далёкая звезда…
Свиданье в Рождество, и вензель, снежно-белым
Венчая волшебством, соединял сердца…
Всю ночь срывался с крыш и, будто пойман в сети,
Вставая на дыбы, бросая о земь снег,
Метался от тоски и от бессилья ветер,
А за окном стоял и плакал человек.
Автор: Лариса Горицкая