Найти тему
Наталья Баева

Воспитательные легенды - 6

Случается, и случается нередко, что человек рождением - воспитанием был предназначен к одной жизни - а прожил совсем другую. И уверен, что "поворотным" стал случай. Встреча с необыкновенным человеком или просто судьбоносное происшествие.

Жаль, что Пётр Великий не оставил воспоминаний о своём детстве. Но одно происшествие, казалось бы, не примечательное, сам он считал поворотным. Записал.

Было ему тогда лет тринадцать, и он пользовался свободой, для царя неслыханной: гулял сам по себе!

Страницы из "Графического романа" Игоря Вышинского и Бориса Караджева, 1992 год
Страницы из "Графического романа" Игоря Вышинского и Бориса Караджева, 1992 год

Село Преображенское стало для него этакой большой детской. И вот однажды с приятелем - ровесником они спрятались в сарае. В пыльном сумраке увидели нечто, не совсем обыкновенное: невиданную лодку! Большая, с толстыми бортами и мачтой. На мачте обветшавший парус. Пётр никогда ещё не видел паруса (разве что на картинках): по Яузе лодочки ходили только на вёслах.

- А как это? Кто может показать?

Оказалось, судёнышко осталось от предков. А теперь уже в сухопутной Москве никто не умеет обращаться с парусами... кроме, разве, иностранцев из Немецкой слободы. Вот там нашлись знатоки - и починить ботик сумели, и показать как ходить на нём и по ветру, и против ветра.

-2

Выход в иную реальность!

(Комиксы на тему истории заслуживают отдельного разговора - бывают очень интересны)

А Суворов стал бы военным, если бы не судьбоносная встреча с Ганнибалом? Не столь уж случайная - Ганнибал был сослуживцем отца.

Не планировал отец отдавать Александра в военную службу, но Ибрагим Петрович разглядел у недоросля не просто интерес - настоящий талант видеть главное в военных кампаниях прошлого - и способность находить нестандартные решения. Надобно в армию!

-3

Вообще автору - историку можно ничего не выдумывать, его проблема - выбрать. Из документов, дневников, частной переписки...

Вот ведь готовый эпизод романа или фильма:

Начало девятнадцатого века. Братья Муравьёвы - сыновья русского посла в Париже. Мальчики - аристократы воспитаны на заоблачных идеалах Античности. Слабый отблеск античности они видят в событиях французской революции. А себя в будущем - Брутами и Катонами. Знать бы только, где и кому нужны их будущие подвиги!

Илл. К "Детскому альбому" Чайковского Игра в лошадки
Илл. К "Детскому альбому" Чайковского Игра в лошадки

А о материях низких - о деньгах им думать не положено в принципе. Они и не думают.

Возвращается семейство в Россию - и мальчики (10 и 12 лет) не вовремя вбежали в кабинет отца. На полу на коленях мужики:
- Батюшка боярин, не продавай! Хоть какой хошь оброк положи, только не изволь продава-а- ать!
Брут с Катоном ничего не понимают. Мать решается им объяснить, что такое крепостное право. Первое чувство - совсем не детское: стыд! И не столько за родителей, которые скрывали (не сомневаются - преднамеренно скрывали!), сколько за себя - они витали в облаках, кормясь трудом рабов?!

Эпизод замечателен тем, что - подлинный. Трудно было бы авторам фильма, например, вставив это в повествование, изобразить братьев-декабристов честолюбцами, мечтающими о власти, или, скажем, о "заграничном" уровне жизни... Ведь очевидно же, что и то, и другое у них уже БЫЛО! Просто по праву рождения.

-5

***

А что могло быть предопределено с бОльшей неотвратимостью, чем судьба барышни из приличной семьи? Надо уметь выглядеть, танцОвать, непринужденно болтать по-французски... В шестнадцать - в свет, при первой возможности - замуж...

Как Ковалевская могла стать Ковалевской?!

илл. из комикса Анны Герасименко
илл. из комикса Анны Герасименко

Сама она рассказывала, что её детскую оклеили, вместо обоев, страницами учебника математики. Но при обычных обстоятельствах ребёнок просто сделал бы вывод, что родители скуповаты - себе комнаты оклеили нормальными обоями, а на детскую вот не хватило.

Но Софья рассказывает о своём детстве, своей семье подробно и живописно настолько, что читатель начинает физически... задыхаться. Современного "детоцентризма" и близко не было, семья - это супруги. У них своя жизнь, в которую детям и не заглянуть. А дети - на периферии сознания, сыты - и ладно. В детской с няней день похож на день неотличимо, даже на улицу не выходили всю зиму - зачем? Даже окно не открывали, а в закрытое мало что видно. И это не безразличие даже - это было обыкновенно. Никому и в голову не приходило, что дети разумны, и разум требует тренировки с самого начала.

Жажда хоть каких - нибудь впечатлений была такой, что заинтересовали "обои". Научили читать - начала понимать... и никто не спросил, зачем изучает стену. Внимания не требует - и ладно. Хорошая девочка.

-7

Другие "воспитательные легенды" здесь: