Найти тему
Наталья Баева

Воспитательные легенды - 4

Кого там мог интересовать полубеспризорный мальчишка! Отец - мельник просто махнул на него рукой: бездельник. Только и знает, что бренчать на гитаре, а спросишь, чем намерен зарабатывать, говорит: "Мне бы скрипку настоящую"...

И Джованни было лет одиннадцать, когда он оказался на улице. Как он находил себе учителей - загадка. Сам потом рассказывал, что прижился при монастыре и получил несколько уроков у монаха-капельмейстера. Чем хороша родная Италия - здесь не рискуешь замёрзнуть! Остановись на площади, сыграй да спой - и непременно заработаешь на макароны... может быть, даже с сыром.

И вот однажды...

Шагал мальчишка по дороге - и увидел вдалеке карету. Подъехала карета ближе, и уже видно, что богатая! Слуги верхом сопровождают! Сел он на придорожный камень и заиграл: может, остановятся? И в самом деле карета остановилась...

Тот, кто ехал в карете за плотной занавеской от солнца, взмахнул платком, подзывая слугу. Что-то сказал. Слуга довольно бесцеремонно схватил мальчишку за плечо:

- Подойди, герцог зовёт!

Герцог - это повезло. Это не только макароны, но может быть, и мясная похлёбка с чесноком подъехала!

-2

Важный барин полюбопытствовал:

- Как тебя зовут? Джованни Баттиста Лулли? Возьму-ка я тебя с собой в Париж... доедешь на запятках!

Долгим показался Джованни путь до Парижа на тряских запятках кареты, но жаловаться он не привык - некому. На всех остановках его звонкий голос, его гитара собирали целую толпу слушателей, и герцог Гиз всё более убеждался, что такую музыкальную игрушку не стыдно будет показать и при дворе.

Наконец, приехали. И слуги встретили герцога известием о тяжёлой болезни его любимой собаки. Опечаленный герцог совершенно забыл про маленького музыканта.

До вечера Джованни ждал, что о нём всё-таки вспомнят. А вечером его заметил повар:

- Иди на кухню, у нас всегда найдётся работа!

-3

И Джованни быстро научился ощипывать гусей да фазанов. Пел за работой и всякую свободную минутку хватался за свою гитару? У каждого свои причуды...

И вдруг - в замке переполох: король едет! Это же надо зажарить не менее трёх оленей, да пять кабанов, да гусей нафаршировать, да паштеты, да жюльены... за работу, бездельники!

И в разгар столь ответственной работы Джованни улучил минутку сыграть для новых приятелей. Главный повар вышел из себя: нашёл время! Выхватил у него гитару и швырнул в огонь!

Король прибыл. На фоне своей бесчисленной раззолочённой свиты он был едва заметен: ведь Его Величеству Луи Четырнадцатому было только восемь лет. Но держался он так, что рядом с ним все как будто старались стать поменьше.

-4

Недовольное выражение королевской мордашки очень тревожило хозяина. Наконец, Луи обратился к герцогу:

- Ваши музыканты не умеют играть?! Почему они сбиваются с такта?

- Государь, это лучшие музыканты Франции, - смущённо ответил герцог, и подозвал дирижёра, - В чём дело?

- Нас постоянно сбивает какой - то другой оркестр...

- Но у меня в замке нет другого оркестра!

Маленький король был заинтригован. Найти, немедленно найти этот "другой оркестр" - он хочет увидеть!

И когда в зал привели обсыпанного мукой поварёнка... король сумел не показать удивления. Он спросил прилично-сдержанно:

- Только один... музыкант? Не похож на музыканта. И на чём же он играл?

- На кастрюльках! - улыбнулся мальчишка, и чуть смутившись добавил: - Государь...

- Так велите принести сюда кастрюльки! - воскликнул Луи, а Джованни крикнул вслед заторопившимся слугам:

- И скалки!

-5

Никогда ещё эти стены не слышали такого весёлого гавота! И если король пришёл в восторг, можно ли усомниться, что восторг поспешил разделить с ним весь королевский двор?

Так началась блистательная карьера Жана Баттиста Люлли - именно так его имя стали выговаривать во Франции. Придёт время - его признают лучшим французским композитором семнадцатого столетия, отцом французской оперы.

Какова же мораль столь поучительной легенды? "Не бойся - не теряйся - хватай фортуну за волосы"? Или "Талант всегда пробьётся"? Или просто надо знать, перед кем петь - играть? Кому понравиться в надежде, что оценят?

А выводы пусть потомки делают сами. Какие им больше нравятся.

Другие "воспитательные легенды" здесь:

"Воспитательные" легенды