Найти тему
Наталья Баева

"Воспитательные" легенды - 3

Как возмущаются любители "правды-матки", не обнаружив под легендой исторической основы: "Нельзя воспитывать на вранье!"

Но, мысленно путешествуя по векам и странам, мы с удивлением обнаружим, что реальных случаев, ставших назидательными рассказами для детей, относительно немного. А вот "полностью выдуманных" - едва ли не больше! Здесь есть тонкость: надо просто "выдумать" то, что могло быть.

Рискуя задеть чьи-нибудь чувства, приведу вот эту картину: двенадцатилетний Иисус поражает учителей своими знаниями.

А вот двенадцатилетний Блез Паскаль поражает учителей (академиков!) своими знаниями.

-2

Не закрадётся ли подозрение, что все легенды такого рода скроены по одному образцу? Тем более, что самые ранние рассказы про чудо-детей восходят к Пифагору (раньше просто не записывали).

А между тем "легенда" про Паскаля расходится с реальностью лишь в деталях, мелких и незначительных.

Одарённый мальчуган читал бессистемно - всё, до чего только мог дотянуться. Но отец, лично занимавшийся его образованием, не был сторонником раннего развития. Всему своё время, и если математики являют свои таланты не ранее пятнадцати лет - то в детстве необходимо и достаточно усвоить таблицу умножения. Остальное - успеется. Вот почему, увидев, что одиннадцатилетний сын открыл учебник геометрии, отец кратко сказал, что "измерение земли - это потом", и убрал книгу подальше. Но мальчик запомнил занятные рисунки: круг "помещается" в квадрат, в треугольник...

Вскоре отец обнаружил, что ребёнок исчертил мелом весь пол: он приходил в восторг, обнаруживая закономерности в этих "палочках и кружочках"! Ещё не зная терминологии, он сам нащупал, что сумма углов любого треугольника такая же, как у двух углов квадрата - и отец понял, что перед ним Евклид, опоздавший родиться на две тысячи лет: он открывал геометрию заново. Сам. И вскоре пошёл дальше.

Так вот в поучительном рассказе выдумано только то, что Блез Паскаль рассказывал в Академии о "палочках и кружочках" - к моменту своего явления перед учёной публикой с терминами он освоился вполне. Да и не двенадцать ему было на тот момент, а семнадцать: выступил со своей первой самостоятельной работой "Опыт конических сечений". Но то, что академики были поражены - чистая правда.

Это - пример легенды, в которой 90% правды.

А теперь - такая, где процент правды стремится к нулю. Но разве она менее интересна?

Это известная далеко за пределами Голландии история о мальчике, который, возвращаясь домой ночью, увидел маленькую течь в плотине. Кто же не знает, что с первых капель начинается наводнение! Всем памятны Великие наводнения, некогда погубившие половину Нидерландов...

И мальчуган заткнул течь пальцем. Замёрз, рука онемела - но позволить себе уйти он не мог. Дождался утра. Рабочих. Кто знает, не спас ли он целую страну?!

... Невесел на картине

Продрогший паренек;

Что он хрестоматиен,

Ему и невдомек.

Он никого не учит,

Ничьих похвал не ждет,

Он этот частный случай

В закон не возведет.

С усталостью во взоре,

С надеждой и тоской

Он сдерживает море

Немеющей рукой.

(из стихотворения Вадима Шефнера)

Никто в Голландии и не станет всерьёз уверять, что случай подлинный. Достаточно взглянуть на дамбы, чтобы понять: там не хватит и руки великана. Но поучительный рассказ об ответственности всех и каждого за свою страну не просто жив, а оброс подробностями! "Выяснилось" даже имя маленького героя - Ханс Бринкер.

Но позвольте?! Ведь Ханс Бринкер - это герой повести американской писательницы Мэри Додж "Серебряные коньки", написанной в середине девятнадцатого века?

Вот он - Ханс Бринкер со своей сестрёнкой Гретель
Вот он - Ханс Бринкер со своей сестрёнкой Гретель

Повесть интересна настолько, что заслуживает отдельного разговора. Но если совсем кратко...

Хансу пятнадцать лет. Он хватается за всякую возможность заработать: ведь его отец - обезумевший калека. Мать одна тянет мужа и детей. Ещё недавно она зарабатывала тем, что тянула баржи по каналам (а мы-то думали, что бурлачки были только у нас!), но теперь её заменил сын.

Сверстники знают об их положении, иногда придумывают для Ханса возможности подработать. Или найдут случай подарить Гретель корзинку продуктов. Но в общем дети из благополучных семей - существа беззаботные. Есть и прямо заевшиеся.

Повесть для подростков - именно о подростках, таких разных - но единых в главном: в любви к своей стране и в ответственности за неё. Постоянно о высоких материях они не думают, но когда пришлось рассказывать о Голландии сверстнику - англичанину, эти "богатенькие-заевшиеся" начали именно с Легенды о маленьком спасителе Нидерландов. И заверили скептичного гостя, что на этой земле, с таким трудом отвоёванной у моря, любую опасность встретят все. Всем народом. И любая течь будет заткнута тысячами рук!

Так для них это уже старинная легенда? Какое же отношение она имеет к Хансу? Да никакого. Просто книга полюбилась голландцам настолько, что мальчика - легенду назвали именем литературного персонажа. И даже такой милый памятник ему сделали:

-5

И возникает подозрение: не придумала ли этот случай сама писательница? Американка?

А вот это не получается ни подтвердить, ни опровергнуть. В письменных источниках легенда не встречалась, но ведь записывалось далеко не всё.

(Начало разговора о воспитательных легендах здесь: