Найти тему

Почему школьники глупеют из года в год?

Оглавление
Или это мне так "повезло"...

Здравствуйте уважаемые читатели!

2*2=4 верно?
2*2=4 верно?

Последние несколько лет я много работаю с школьниками 10-11 классов. И если ЕГЭ ученики как правило сдают, и многие сдают очень хорошо. То вот школьную программу осилить могут далеко не все. И если раньше нам говорили: "Уберите учебник, там всё примитивно". То сейчас я говорю:

Уберите учебник, Вы там ничего не поймете.

На самом деле не совсем так. Большинство моих учеников могут решать задачи из школьного учебника, знают основные формулы и теоремы. Правда, вместо того чтобы пытаться понять материал, зачем-то начинают учить. А объяснить доказательство или дать определение могут только единицы.

Давайте попробуем разобраться что или кто виноват в данной проблеме.

Виноват ЕГЭ

Действительно, в ЕГЭ не требуется что-либо объяснять устно. Делай по образцу "как обезьянка" и легко получишь свои 70-80 баллов. Нарешал по 100 задач каждого типа и порядок. Именно поэтому у нас простейшие геометрические задачи правильно решают 25% выпускников, а задачи повышенной сложности по геометрии всего 3,5%. Тут как раз думать надо. Но даже если не сделать геометрию и несколько других сложных задач - 70-80 баллов набрать не проблема.

Виноваты гаджеты

Сейчас действительно большую долю информации дети получают при использовании мобильных телефонов. И 95% этой информации это "спам" - то есть переписка или развлекательный контент. У каждого по 200+ контактов, несколько десятков чатов, огромное количество мессенджеров, соц. сетей, приложений. В результате переключится с развлечения на учебу очень сложно, да и информация в голове не задерживается - не хватает памяти, развивается "клиповое мышление".

Виноваты деньги

Ребенок думает, а зачем что-то делать в школе, если родители всегда наймут репетиторов или оплатят курсы. И я вам скажу (у тех у кого есть возможность):

Конечно оплатят

И причин как минимум две:

  • родители считают, что школа научить не в состоянии
  • родители по своей природе оберегают и заботятся о своих детях, дают самое лучшее. Поэтому конечно готовы отказывать в чем-то себе, но не детям.
  • репетиторы - это модно. Дети приходят и говорят что в классе у того-то репетитор, а чем я хуже.

И я как репетитор этим конечно пользуюсь. Если ученик в своих сетях публикует фотки с моря или горнолыжного курорта, новый айфон, или шикарную обстановку в квартире, я разумеется сделаю цену выше. Если есть деньги на юга, то значит и есть деньги и на репетитора. Дальше уже моя задача "продать себя" как можно дороже, ведь я знаю что деньги у семьи есть.

Виновато общество

Когда я учился в школе мне все говорили с самого детства, что единственный путь получить хорошую работу, это получить высшее образование в престижном вузе. Сейчас, чтобы сделать карьеру:

нужно родиться в нужной семье

На самом деле, дети уже в школе пытаются зарабатывать и у многих получается. Но большинство просто "отбывают номер", не ставят себе каких-то конкретных целей. Все сводится к тому что: "куда-нибудь да поступлю, как-нибудь да сдам, где-нибудь да буду работать, куда баллов хватит туда и буду подавать документы". Это очень печально видеть каждый день. Само образование, что среднее, что высшее теряет свою ценность. А раз дети не видят ценности в образовании, то зачем напрягаться.

Виноват Запад и чиновники, которые "легли" под покровителей

Я ни раз слышал и читал, что для завоевания России необходимо разрушить систему образования. А все наши чиновники, разумеется, за большие откаты внедряют в нашей стране новшества, которые должны разрушить наше образование. Именно так появилась "Болонская система", ЕГЭ, PISA и прочие западные стандарты. Честно говоря во "вселенский заговор" не хочется верить, но факт остается фактом, детей, которые стремятся к получению знаний, умеют самостоятельно мыслить, рассуждать, анализировать с каждым годом становится меньше.

Простой пример: мы из года в год не можем набрать три 10-х класса в соответствии с критериями отбора, поэтому берем "всех подряд". Из 300 детей в параллели 6-х классов, мы с трудом набираем один математический класс и один IT-класс.

Но с другой стороны и на Западе не так уж все радужно.

иначе бы не было этих картинок
иначе бы не было этих картинок

Виноваты учителя

Наверное из-за профессиональной солидарности я не должен писать про себя и коллег о том, что учителя могут быть в чем-то виноваты. Но на то я "Неправильный учитель", чтобы говорить о том что неприятно непринято. Так в чем же "виноваты" учителя. Приведу только, то что я слышал от родителей:

  • Низкая квалификация. Со слов одной мамы я услышал, что "Хорошо работает только "старая гвардия"", а молодежь (это про меня) ничего не умеет. "Набрали не пойми кого"
  • Учитель не заинтересовывает предметом учеников. Про это я писал ранее (ЗДЕСЬ).
  • Учитель не заинтересован работать больше чем необходимо и бежит после школы заниматься репетиторством. Кстати, это тоже про меня. Я только один день в неделю в школе с 8 до 20-00. В некоторые дни я уже с 18 часов веду онлайн-уроки из дома.
  • Раньше с отстающими занимались дополнительно, а теперь никому ничего не надо.

Вот наверное, основные причины "отупения нации".

P.S. Но могу Вам сказать, уважаемые читатели, что проблема не нова и не только в нашей стране. Еще лет 25 назад мой учитель по физике говорил что скоро будут спрашивать у выпускников: "А дважды два не четыре ли?". А я могу точно сказать, что мои учителя в 1000 раз умнее меня.