Я в Telegram https://t.me/a_suprun
Согласно психоаналитическому подходу (на ключевых аспектах которого, несмотря на массовый отказ от фрейдизма в научных кругах, по-прежнему строятся современные терапевтические беседы), к тревожности ведет подавление табуированных мыслей и идей (зачастую сексуального характера) или внутренних психических конфликтов. Лечение заключается в том, чтобы вывести эти загнанные вглубь конфликты в область сознательного, воздействовать на них психодинамическими методами терапии и добиться инсайта — интуитивного озарения.
Признаки тревожности
Физиологические реакции:
1) частые головные боли;
2) усиленное потоотделение;
3) расстройство желудка, тошнота;
4) учащенное сердцебиение и дыхание;
5) частые головокружения;
6) мышечное напряжение;
7) бессонница;
8) усталость.
ВНИМАНИЕ! Прежде чем «диагностировать» у себя «тревожность», обратитесь к вашему лечащему врачу дабы исключить заболевание, для которого характерны данные симптомы.
Поведенческие реакции:
1) постоянная проверка дверных замков, выключили ли газ, свет и т.д.;
2) повторяющееся мытьё рук (через небольшие временные интервалы или сразу один за другим);
3) излишняя дотошность в работе (доведение до «идеала»);
4) «охранительное» поведение (маленькие ритуалы или слова, самоуговоры);
5) частое обращение за медицинской помощью;
6) избегание социальной активности (публичных выступлений, знакомства с новыми людьми, собеседований, вечеринок и т.д.).
По результатам многих исследований когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) признается самым безопасным и самым эффективным методом лечения многих форм депрессии и тревожных расстройств.
Биомедицинский подход (в последние 60 лет исследования в этой области проводятся с неутомимой активностью) занимается биологическими механизмами тревоги — такими структурами мозга, как миндалевидное тело, гиппокамп, голубое пятно, передняя поясная кора и островок, а также нейромедиаторами.
Между тем основной камень преткновения — считать тревогу болезнью или духовной проблемой, телесным недугом или психическим — существует уже не один век, со времен споров между Гиппократом и Платоном, а также их последователями.
Однако, несмотря на многочисленные разногласия, все эти теории и направления не то чтобы взаимоисключающие. Во многом они пересекаются. Передовая когнитивно-поведенческая терапия заимствует что-то из биомедицины, поддерживая с помощью фармакологии экпозиционные методы. (Согласно исследованиям, лекарство под названием D-циклозерин, изначально разрабатывавшееся как антибиотик, помогает прочнее закрепляться в гиппокампе и миндалевидном теле новым воспоминаниям, тем самым усиливая способность экспозиции (когда пациент подвергается действию фобического стимула) гасить фобии за счет вытеснения пугающих ассоциаций новыми, более мощными, но не пугающими.
Биомедицинское же направление, в свою очередь, постепенно признает способность медитаций и традиционных терапевтических бесед вызывать определенные структурные изменения в физиологии мозга — не менее «реальные», чем изменения, производимые таблетками и электрошоковой терапией.
Согласно исследованию, опубликованному специалистами из Массачусетской больницы общего профиля в 2011 г., у испытуемых, в течение восьми недель уделявших медитации в среднем каких-нибудь 27 минут в день, наблюдались заметные изменения в структуре мозга. Благодаря медитации уменьшалась плотность миндалевидного тела; эти физические изменения сопоставлялись с оценкой уровня стресса самими испытуемыми: по мере уменьшения плотности миндалевидного тела падал и уровень стресса.
Другие исследования выявили, что у буддийских монахов, в совершенстве владеющих медитацией, наблюдается гораздо более сильная, чем у обычных людей, активность в лобной коре и куда менее сильная активность в миндалевидном теле. Медитация и практика глубокого дыхания действуют по тому же принципу, что и психотропные препараты, влияя не на абстрактные представления в сознании, а непосредственно на организм, на соматические корреляты наших ощущений.
К чему я тут блеснула эрудицией и познаниями в психоанализе?
То, что происходит сейчас в России и в мире, не обошло никого. Это, конечно же, нервирует нас, выматывает своей неопределённостью, сводит с ума опасениями и грустью.
Обстоятельства взращивают в нас беспокойство за будущее и тревожность.
Я решила поговорить об этом, потому что чувствую "здесь и сейчас", как меня мучит растущая тревога. Я пытаюсь с ней бороться, уделяя время себе, своим каким-то успокаивающим, медитативным занятиям - рисованию, раскрашиванию. Сегодня и алмазную вышивку вытащу. У меня последняя не собранная осталась. Надо будет ещё подкупить.
Многим помогает уход за собой, пенная ванна, кому-то психоаналитик и терапия.
Заботьтесь о себе, берегите себя и близких