Найти в Дзене

Авиация и рекорды. Х.

Картинка из свободных источников. Фокке-Вульф Fw-190
Картинка из свободных источников. Фокке-Вульф Fw-190

Первым человеком, добившимся продол­жительного полета неуправляемого лета­тельного аппарата с мотором, был Сэмюел Пирпойнт Лэнгли (1834—1906 гг.). Математик и радиофизик, Лэнгли в 1890-х годах начал строить модели оснащенных двигателем аэро­планов. Испытывал он их, запуская с крыши своего плавучего дома на Потомаке, неподале­ку от Куантико. Начиная с 6 мая 1896 г., его мо­дели с размахом крыла 4,25 метра подолгу дер­жались в воздухе, покрывая при этом расстоя­ние до 1280 метров. Они оснащались паровым двигателем, который устанавливался в средней части фюзеляжа и приводил в действие пару воздушных винтов. В 1898 г. Лэнгли получил от правительства США заказ на продолжение сво­их экспериментов, разработку и строитель­ство полноразмерного летательного аппарата. Для этого ему была выделена государственная субсидия в размере 50000 долларов. Как про­межуточный этап, Лэнгли построил модель в масштабе 1:4, которая в июне 1903 г. стала пер­вым в мире аэропланом с бензиновым двигателем, совершившим устойчивый продолжительный полет. Строительство полноразмерного аэроплана, получившего на­звание «Аэродром», было завершено в 1903 г. Машина имела размах крыла 14,6 метра и была оснащена пятицилиндровым радиальным дви­гателем Манли-Бальцер мощностью 52 л.с. 7-8 декабря Лэнгли предпринял две попытки поднять аэроплан в воздух над Потомаком. Уп­равлял «Аэродромом» Чарльз М. Манли. В обо­их случаях аэроплан срывался с пусковой рам­пы и падал в реку. Учитывая почти немедленно последовавшим вслед за этими неудачами успех братьев Райт, американское правительство пре­кратило финансировать проект Лэнгли.

Первым англичанином-жителем Британ­ских островов, совершившим в Англии официально признанный полет на аэро­плане, был Дж. Т. Ч. Мур-Брабазон (позже лорд Брабазон), который 30 апреля — 2 мая 1909 г. в Лейсдауне (остров Шеппи) выполнил на своем биплане «Вуазен» три устойчивых продолжи­тельных полета на 137,180 и 450 метров. Летать Мур-Брабазон научился во Франции годом рань­ше и 30 октября 1909 г. выиграл приз газеты «Дей­ли Мейл» в размере 1000 фунтов стерлингов, предназначавшийся первому англичанин, кото­рый пролетит по кругу расстояние в 1 милю (1600 метров) на аэроплане английской по­стройки — биплане Шорт № 2. 8 марта 1910 г. Мур-Брабазон получил от Королевского аэро­клуба Великобритании пилотское свидетельст­во №1. Умер лорд Брабазон в 1969 г.

Первый в Великобритании зарегистриро­ванный ночной полет совершил в ночь с 27 на 28 апреля 1910 г Клод Грэхем-Уайт, пытаясь обойти Луи Полана, также принимавшего учас­тие в гонке по маршруту Лондон — Манчестер с призовым фондом в 10000 фунтов стерлингов, учрежденным газетой «Дейли Мейл». Гонка на­чиналась в пределах 5 миль от лондонского офи­са газеты и заканчивалась в пределах 5 миль от ее манчестерского филиала. Это было первое в Великобритании авиационное состязание со столь большим призовым фондом. Несмотря на ночной полет Грэхем-Уайта, Полан в конечном итоге все же выиграл гонку, совершив, таким образом, первый полет на аэроплане по маршру­ту Лондон — Манчестер и первый в Великобритании полет на аэроплане но прямой на даль­ность свыше 100 километров.

Первыми англичанами-жителями Британ­ских островов, которые совершили полеты на аэроплане (в качестве пассажиров), были Гриффит Брюэр (первый), Ч. С. Ролле, Фрэнк Хеджес Батлер и майор Б. Ф. С. Баден-Пауэлл. 8 октября 1908 г. на аэродроме Камп д’Овур (Франция) их по очереди брал на борт своего аэроплана Уилбур Райт. Батлер основал аэро­клуб Великобритании, а Баден-Пауэлл был сек­ретарем Аэронавтического общества. Определе­ние «житель» в данном случае необходимо, по­скольку родившийся в Англии, но проживавший во Франции Анри Фарман летал уже больше года к тому времени, когда четверо англичан стали пассажирами Уилбура Райта.

Самым большим в мире ангаром для техни­ческого обслуживания авиационной техни­ки является ангар V авиакомпании «Люфтганза», находящийся во Франкфурте и известный среди персонала авиакомпании под названием «Джамбохалле». Площадь ангара составляет 28000 м2, и он используется для техобслуживания самолетов «Люфтганзы» и ее дочерней компании «Кондор», а также самолетов других фирм, заключивших с «Люфтганзой» контракт на техническое обслужи­вание. Для успешного выполнения взятых на себя обязательств, «Люфтганза» содержит на предприятии во Франкфурте штат из более чем 3200 ин­женеров, техников и механиков.

Первые военные операции, в которых приняли участие американские самолеты состоялись в апреле 1914 г. в ходе инцидента в мексиканском порту Вера-Крус. Пять летающих лодок Кертисс АВ прибыли в порт на борту аме­риканских боевых кораблей — линкора «Мис­сисипи» и крейсера «Бирмингем». 25 апреля первый боевой вылет выполнил лейтенант П. Н. Л. Беллинджер на летающей лодке Кертисс АВ-3. В его задачу входил поиск мин в аквато­рии порта. Полеты летающих лодок продолжа­лись на протяжении 43 дней, при этом летатель­ные аппараты понесли некоторый ущерб от ружейного огня с земли. Первым пострадал са­молет Беллинджера, который 6 мая 1914 г. вы­полнял разведывательный полег. Он стал пер­вым американским военным самолетом, подбитым огнем противника при выпол­нении боевого задания.

Первые опознавательные знаки англий­ских военных самолетов представляли собой государственный английский флаг, изображен­ный в форме прямоугольника или щита. Это была вынужденная мера, так как по английским самолетам открывали огонь и английские, и французские солдаты, которые (несмотря на то, что с сентября 1914 г. германские самолеты име­ли опознавательные знаки в виде Железного креста) утверждали, что принимали их за само­леты противника. С 26 октября 1914 г. опознава­тельные знаки в виде государственного англий­ского флага стали нести на себе и самолеты мор­ской авиации Великобритании. По примеру Франции цветные круги появились на англий­ских военных самолетах 11 декабря 1914 г. В этот же день опознавательные знаки в виде красно­белых кругов (красный — внешний, белый — внутренний) появились также на самолетах мор­ской авиации, но только на крыльях.

Первыми американскими пилотами, кото­рым удалось сбить самолеты противника, были 1-ый лейтенант Дуглас Кэмпбелл и 2-ой лейтенант Алан Уинслоу из 94-ой истребитель­ной эскадрильи. 14 апреля 1918 г. в 8 часов 50 минут они взлетели со своего аэродрома па са­молетах «Ньюпор 28С» и в районе Тула перехва­тили два немецких истребителя: «Альбатрос» DV (пилот капрал Симон) и «Пфальц» DHIa (пилот старший сержант Вронецки) из 64-ой истреби­тельной эскадрильи. В завязавшемся воздушном бою оба немецких самолета были сбиты, их пи­лоты не пострадали. Одержав пятую воздушную победу 31 мая 1918 г., Кэмпбелл стал первым американским пилотом-асом, воевавшим под американским флагом.

Совершивший свой первый полет 1 июня 1939 г. и поступивший на вооружение люфтваф­фе в августе 1941 г., Фокке-Вульф Fw-190 впер­вые встретился в бою со «Спитфайрами» ВВС Великобритании 27 сентября 1941 г. Этот немецкий самолет считается одним из луч­ших классических истребителей второй миро­вой войны. Их первым основным заданием было создание «воздушного зонтика» над немецкими линкорами «Шейзенау», «Шарнхорст» и крейсе­ром «Принц Ойген» во время их броска через Ла-Манш 12-13 февраля 1942 г.

Первым английским одноместным палуб­ным истребителем-монопланом был Хокер «Си Харрикейн». Самолеты этого типа поступи­ли на вооружение 880-ой эскадрильи ВМС Ве­ликобритании в январе 1941 г. и в июле того же года стали базироваться на авианосце «Илластриос. «Си Харрикейны» действовали так­же с торговых и ряда малотоннажных судов, оснащенных катапультами по плану «Катафайтер. Первый успех пришел к этим истребите­лям 3 августа 1941 г., когда «Си Харрикейн» с во­енного корабля «Маплин», пилотируемый лей­тенантом Р. У. Г. Эвереттом, сбил немецкий Fw- 200 «Кондор».