Парадокс, но самая обсуждаемая российская пара в танцах на льду в этом сезоне не провела ещё ни одного турнира. Пока другие фигуристы сборной России колесят по городам в рамках национального Гран-при, Диана Дэвис и Глеб Смолкин тренируются в США, где готовятся непонятно к чему.
Новость о том, что дочь Этери Тутберидзе и её партнёр пропустят чемпионат России в Красноярске, на самом деле никакая не новость. Но железобетонное основание для вопроса, который назрел уже давно.
Если фигуристы, не объявившие о паузе в карьере и не имеющие серьёзных травм, живут за рубежом и игнорируют все внутренние старты, то какой смысл в их нахождении в сборной России?
Учитывая масштаб личности Этери Тутберидзе в российском фигурном катании, её дочь Диана Дэвис была обречена на особое внимание со стороны болельщиков и СМИ. Причём по обе стороны баррикад. Поклонники «Хрустального» уверены, что давление на пару Дианы с Глебом Смолкиным и громкая критика — происки хейтеров штаба Тутберидзе, которые стараются задеть великого тренера за живое. Их оппоненты, в свою очередь, обвиняют дуэт в блате и особом отношении со стороны российских судей. В обоих случаях результаты и поступки Дэвис/Смолкина оцениваются через призму их родственных связей.
Понятно, что абстрагироваться от фактора мамы Дианы тяжело, но это, пожалуй, единственный способ взглянуть на ситуацию объективно. И объяснить самим себе, имеют ли право такие фигуристы на место в сборной России.
Давайте представим любой абстрактный дуэт, без известных родственных связей в фигурном катании и какого-то специфического бэкграунда. И попытаемся решить его судьбу, исходя из известных фактов.
А факты такие.
Молодой дуэт после первого совместного сезона решает, что добиться прогресса будет легче в США, и переезжает за океан в группу авторитетного специалиста Игоря Шпильбанда.
В отличие от 90-х, когда переезд в Северную Америку был чуть ли не обязательным условием для больших побед, сейчас тренировки российских фигуристов за границей — редкое исключение. Из характерных примеров в голову приходят разве что Евгения Тарасова и Владимир Морозов, занимавшиеся у Марины Зуевой в Штатах, да Евгения Медведева и её громкий вояж в Торонто к Брайану Орсеру.
На момент переезда в Штаты пара входила в состав юниорской сборной России, но очевидно, что федерация не могла полностью покрывать затраты на жизнь и тренировки у дорогостоящего специалиста за океаном. То есть спортсменам или их спонсорам требовалось серьезно вложиться ради этого карьерного шага.
Большую часть сезона-2020/21 дуэт провел в США, где партнёрша восстанавливалась после перелома. Единственный старт, финал Кубка России, спортсмены выиграли. В олимпийском сезоне пара входит в резервный состав сборной, но добивается резкого прогресса в оценках и сенсационно завоевала серебро чемпионата России и право представлять страну на Олимпийских играх в Пекине, где показывает 14-й результат.
К новому сезону дуэт подходит в статусе одного из лидеров сборной, а решение Виктории Синициной/Никиты Кацалапова и Александры Степановой/Ивана Букина взять паузу в выступлениях, открывает фигуристам путь к золоту чемпионата России. Однако ни на контрольных прокатах, ни на этапах Гран-при России спортсмены не выступают.
Фигуристы остаются в США, не говорят о планах по приезду в Россию, а новые программы демонстрируют перед американскими техническими специалистами. В СМИ попадает информация о намерении пары сменить спортивное гражданство и выступать за США (хотя партнёрша и так является гражданкой Америки), но сами фигуристы называют слухи фейком. Тогда же инсайдеры сообщают, что молодые люди поженились в США, а нежелание покидать страну связано с возможными проблемами у партнёра с обратным въездом.
За 20 дней до чемпионата России партнёр официально объявил, что пара на турнире не выступит. А на вопрос о смене гражданства ответил так:
Мы хотим выступать — это, наверное, самое честное и простое. Это единственное, что для нас важно помимо того, что мы не хотим, чтобы гибли люди. Мы хотим выступать с лучшими, соревноваться в мире, хотим посмотреть, какие у нас шансы вообще в фигурном катании, в танцах на льду относительно мирового подиума — где мы вообще будем и чего сможем достичь. Это самая главная цель.
Конечно, кататься годами внутри России звучит, наверное, не очень для нас привлекательно. Опять же, исходя из того даже, что наши родители ну очень много всего вкладывают в то, чтобы мы тренировались у лучших, в лучшей обстановке, в лучшей среде — и это должно куда-то выливаться.
В том же интервью «Чемпионату» партнёр заявил, что готов к не включению в сборную России на следующий сезон, а на деньги от федерации «даже один билет в Америку купить нельзя». Ставки же пара тратит на подарки родителям, которые живут в России и полностью обеспечивают тренировочный процесс и жизнь детей в Штатах.
И вот, обладая этой информацией, ответьте сами себе: достойны ли эти фигуристы места в сборной? Эффективно для федерации поддерживать спортсменов, которые игнорируют внутренние старты, живут за океаном на собственные средства, а на зарплату в федерации расценивают как небольшой приятный бонус?
Практика пропуска постолимпийского сезона широко распространена не только в России, но ведь Дэвис и Смолкин карьеру не прерывали, а российские турниры пропускают просто потому, что так им удобнее. Если учесть, что спортсмены не исключают возможности смены гражданства, то какой смысл федерации их поддерживать?
Похоже, настало время определиться и принять решение. Готовы колесить по Самаре и Перми в ожидании возвращения России на мировую арену — милости просим. Не готовы — освободите место в сборной до тех пор, пока не определитесь. Таково требование времени.
И тут уж совершенно неважно, кто у кого мама или папа.