По СМИ пробежала сенсация: органы свиньи удалось оживить спустя некоторое время после смерти. «Свиных» новостей в последнее время очень много, и это неспроста: похоже, что в ближайшем будущем донорскую печень или легкие люди будут получать именно от хрюшек.
Долгий путь
Идея использовать животных в качестве источника органов для человека витала в воздухе давно. Самая большая проблема с человеческими донорами – фактор времени, пациентам приходится годами находиться в листах ожидания, и далеко не все доживают до счастливого финала. Поначалу врачи попытались использовать самых ближайших «родственников» – приматов. Попытки пересаживать почки бабуинов и шимпанзе человеку начались в 1960-х, однако люди умирали из-за быстрого отторжения по непонятной причине.
Ален Шарпантье с 1964 года стал пересаживать пациентам аортальные клапаны свиней. И тут результаты оказались чуть более благоприятными, но все равно через полгода только 60% трансплантатов продолжали функционировать, а через год – всего 45%. Постепенно разобрались, что основная причина отторжения – специфическая реакция иммунитета на чужеродные ткани. Стали искать вещества, на которые она была наиболее бурной, и стараться убирать их из донорских органов. Так, Шарпантье и его коллеги выяснили, что в случае с клапанами это был глутаровый альдегид. Как только научились снижать его содержание в тканях свиньи, результаты улучшились. К 1970-м уже 77% пересаженных митральных, 89% аортальных и 96% трехстворчатых клапанов функционировали и через 5 лет после операции.
В России пересадка сердца требуется примерно 1500 пациентам в год, однако из-за дефицита донорских органов выполняется 300 операций
В 90-х годах прошлого века появились другие интересные подробности. Дэвид Купер и его коллеги выяснили, что в подавляющем большинстве случаев иммунитет человека реагирует на одинединственный свиной антиген, молекулу сахара под названием альфа-1,3-галактоза (альфа-гал). Для производства этого углевода необходим фермент альфа-1,3-галактозилтрансфераза, но, если заблокировать ген, за него отвечающий, реакция отторжения трансплантата будет очень слабой. Это дало надежду крупным биотехнологическим компаниям на скорое решение проблемы, так что с 1996 года Novartis, а за ней Genzyme и PPL Therapeutics стали вкладывать сотни миллионов долларов в работы по ксенотрансплантации. Начали с пересадки свиных органов приматам.
Но иммунная система оказалась намного сложнее, чем предполагалось, и бабуины с ксенотрансплантатами не жили дольше нескольких недель, даже когда исследователи смогли подавить выработку альфа-гал. Второй серьезной проблемой, особенно для регулирующих органов, был риск заражения. Даже если бы свиней можно было содержать полностью стерильными, геном свиньи изобилует десятками дремлющих свиных эндогенных ретровирусов, и исследования противоречивы в отношении того, могут ли они стать активными у людей. Новый вызов оказался слишком пугающим, и компании постепенно стали закрывать свои проекты. К концу XX века над ксенотрансплантацией сгустились тучи.
Тема ксенотрансплантации активно изучалась писателями, причем не только фантастами. Можно вспомнить «Остров доктора Моро» Герберта Уэллса, а также «Собачье сердце» Михаила Булгакова
#трансплантология #органысвиньи #доноры #пересадкаорганов