В последнее время довольно активно, включая и нас, ставится под сомнение дальнейшее существование такого договора, как СНВ-3. Сказать, что это один из основополагающих документов взаимоотношений между Россией и США не будет никаким преувеличением, а любые спекуляции вокруг этого процесса - отражение реальных отношений между двумя странами. И тут на днях подлито очередное масло в огонь - наша страна отказалась возобновлять комиссии, что само по себе крайне тревожный звонок. Что происходит вокруг договора и что это может значить для всего мира мы сейчас и расскажем.
Приветствую на канале!
Для начала стоит объяснить, что же такое СНВ-3 и что он регулирует. В своей первой итерации договор был заключён аж в июле 91-го, незадолго до распада Советского Союза, и многие считают эти события взаимосвязанными. Возможно, так оно и есть, но углубляться в эту тему не будем - на тот момент ядерного оружия было настолько много, что какое-то рациональное зерно есть даже в этом, так как работает он в обе стороны. Так вот, на данный момент существует третья версия документа, которая подразумевает следующие цифры - максимальное число развёрнутых зарядов для каждой из сторон равняется 1550 единиц на 700 носителях. В это число входят баллистические ракеты, БРПЛ, а также бомбардировщики. Тактические боезаряды не включены и никоим образом не подсчитываются, что на примере наших заокеанских оппонентов не всегда идёт в пользу. Но может возникнуть вполне резонный вопрос - а как это всё регулируется? Как и мы, и американцы, можем быть уверены в том, что цифры находятся в разрешённой плоскости? Для этого существуют специальные комиссии с высшей степенью допуска практически на все известные объекты, что вкупе с разведывательной информацией позволяет обеим сторонам держать друг друга под контролем - практика, отработанная десятилетиями. Ну а теперь интересное - оказывается, такие комиссии уже как пару лет не работают из-за введённых в 2020 ограничений, так что никто доподлинно из сторон не знает, что происходит в ядерном секторе противника уже довольно давно. Причём работает СНВ-3 фактически на честном слове.
Дальше - больше. В ноябре этого года должно было состояться весьма знаковое событие, к которому стороны шли всё это время, особенно в последние полгода - возобновление инспекций, что чётко свидетельствует о налаживании какой-никакой связи между двумя крупнейшими ядерными державами во избежание инцидентов. Ну или по крайней мере факт возможности договориться, когда ситуация достигает своих пределов – как показывает практика, скатится в ядерное столкновение не так уж и сложно, особенно если имеются внешние провокаторы, находящиеся на островах неподалёку от Европы. И тут, совершенно внезапно, Россия весь процесс отменяет, ссылаясь на некие проволочки со стороны США. Само собой, такое решение вызвало бурю реакций, по большей части в средствах массовой информации, так как причины толком не озвучили, а значит отношения между странами в этой особо чувствительной сфере накалены до предела - отказ от комиссий можно вполне себе расценивать как демарш. Итак, причина неясна от слова совсем - возможно, это элемент неких торгов, дабы склонить оппонента к принятию более выгодного решения. Возможно, есть какие-то иные цели, но многие эксперты стали задаваться вполне резонным вопросом - если отбросить дипломатический аспект, то что происходит с ядерным сектором? Раз такое ощутимое направление стало элементом торгов, то значит присутствуют какие-то определённые изменения?
Возможно, так оно и есть и кое-какие размышления по этому поводу имеются. Во-первых, мы неоднократно говорили, что у нашей СЯС зарезервированы огромные мощности в плане гипотетического усиления. Вот здесь на примере морской компоненты, точнее на одних только "Бореях" можно более подробно посмотреть о чём речь. И такая же ситуация по всей Ядерной триаде – в любой момент условную моноблочную часть можно снять и поставить РГЧ ИН. Те же "Ярсы", по большей части, несут 3 ББ, хотя допустимо 4. При цифре в 140 комплексов мы получим уже не 420, а 560 зарядов. Причём усиление это может быть кратным, если рассматривать всю Триаду, что не может не волновать оппонента. Но почему для "партнёров" это особо острая тема? Всё дело в том, что американский ядерный сектор в полном развале и ни для кого это не секрет – они не могут производить ядерные боеприпасы в том количестве, которое необходимо для одной из двух крупнейших ядерных держав, а все программы, нацеленные на возрождение индустрии фактически полностью провалились. Материала на эту тему полно, но если кратко, то ВПК США, при всей его раздутости, занимается только штучным производством зарядов, в то время как наша страна, по некоторым данным, способна создавать в районе тысячи в год. И американцы это прекрасно понимают – в случае действительно серьёзной эскалации, где в ход может пойти что угодно, Россия обладает колоссальным преимуществом для скорейшего наращивания СЯС.
Подводя итог можно выделить следующее – пока что СНВ-3 скорее жив и каких-то ярких перспектив его заката ждать не стоит, так как благодаря нашему ОПК удалось невыгодный на первый взгляд договор целиком и полностью перевернуть на нашу сторону. И поступить таким же образом, как с ДРСМД, американцы не в состоянии – парировать угрозу банально нечем. Впрочем, чем ближе 2026 год, тем интереснее торги – будет ли продлён СНВ-3 в том виде, в котором он существует сейчас или же видоизменится - покажет ближайшее будущее.