Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как эсминец "Гавриил" англичан топил. Без объявления войны.

В 1919 году Советская Россия уж никак Великобритании войну объявить не могла, других забот хватало. Не объявляла войну и Великобритания, поскольку советское правительство не признавала - а кому же тогда объявлять? Однако придушить новую власть хотела страстно и с традиционным иезуитством свои цели обозначила как желание защитить судоходство новых государств - Финляндии, Эстонии и Латвии, которому Советская Россия угрожала своим Балтийским флотом.

А лучшая защита - это нападение и ничего лучше, чем разгром основных сил этого флота прямо в базе с помощью новейшей боевой техники, неизвестной противнику - и придумать невозможно. И была разработана дерзкая операция, которую здорово подпортил эсминец "Гавриил". Вот давайте с него и начнём.

"Гавриил" - имя архангела, переводится как "Сила Божья" и он один из всего двух, имеющих высшее воинское звание "архистратиг". Эсминец был построен на ревельском (Таллин) Русско-Балтийском заводе и являлся головным в одной из серий многочисленного семейства "Новиков". Вот он ещё до спуска на воду:

Обратите внимание на выступающую за пределы бака круговую площадку, о ней ниже. В ноябре 1916 года он начал ходовые испытания. Вот снимок, который атрибутируется как "Гавриил" во время ходовых испытаний:

-2

Хотя я не уверен. При этом флаг над ним коммерческий, Андреевский поднимался после приёма в состав флота. Пара других фотографий:

-3
-4

Здесь отчётливо видны его 102мм орудия производства Обуховского сталелитейного завода. Они конструировались с учётом консультаций специалистов фирмы "Виккерс". На корабле их было 4 единицы, а размер таков, что для обслуживания на баке пришлось сделать специальную круговую площадку, выступающую за борт:

-5

Орудие получилось отличным. Благодаря полуавтоматическому затвору скорострельность была не ниже 10 выстрелов в минуту, что для такого калибра в те времена было отличным показателем. Да и потом эти пушки устанавливались на новые советские корабли.

Первоначально тумба орудия крепилась прямо к палубе, углы возвышения были −6…+15° и дальность стрельбы 54 кабельтова. Выше ствол поднять было невозможно, ибо казённая часть упиралась в палубу. В последующем под тумбу стали устанавливать специальный барабан, вот его видно на снимке:

-6

В 1916 году Обуховский завод начал выпуск орудий с 500-мм барабаном и углом возвышения 30° (дальность стрельбы была увеличена до 88 кабельтовых — 16,3 км)

18 мая 1919 года эсминец прикрывал отряд тральщиков в Копорском заливе и подвергся атаке английского крейсера «Клеопатра» и трёх эсминцев («Скаут», «Уолкер», «Шекспир»). Умело маневрируя, добился того, что ни один из 300 выпущенных по нему снарядов с дистанции 3 мили в него не попал, исключая осколочные пробоины, а благодаря его ответному огню англичане до тральщиков так добраться и не смогли до тех пор, пока те не ушли под защиту береговых батарей.

4 июля совместно с эсминцем "Азард" участвовал в потоплении британской подлодки L-55. Неоднократно вступал в перестрелки с кораблями противника.

Ну, а теперь к плану англичан, я почитал и англоязычные источники. Кстати, в выработке плана активное участие принимал лейтенант Эйгар, во время своих шпионских миссий отлично изучивший окрестные воды. О нём рассказывается в предыдущей статье.

Во-первых, предварительно несколько дней должны были производиться бомбардировки Кронштадта авиацией, чтобы приучить русских во время отражения таких налётов не отвлекаться для наблюдения за морем. Это были самолёты «Шорт – С 184», базировавшиеся в количестве 12 единиц на на авиаматку «Виндиктив»,

-7

и нескольких «Муромцев», базирующихся на порт Бьёоркё. Гидросамолёты планировалось использовать и в качестве эвакуаторов экипажей пострадавших торпедных катеров. Они были способны принять до семи человек, однако взлететь бы уже не смогли, а должны были передвигаться по воде.

Основной ударной силой должны были стать семь 55-футовых торпедных катеров

-8

и один 40-футовый лейтенанта Эйгара

-9

Было разработано три варианта операции: если на входе в гавань не будет бонового заграждения; если будет, но его удастся прорвать; и если прорвать всё же не удастся.

Каждому катеру были во всех трех вариантах даны совершенно точные, исчерпывающие инструкции, а общая задача сводилась к следующему: 1) уничтожение сторожевого эсминца на малом рейде, 2) уничтожение «Памяти Азова», 3) уничтожение «Андрея Первозванного», 4) уничтожение «Петропавловска», 5) уничтожение «Рюрика», 6) уничтожение «Авроры» или «Дианы», 7) уничтожение батопорта среднего (Николаевского) дока, 8) один катер должен был быть запасным и делать то, что не удалось у кого-либо из первых катеров.

Так выглядел вход в гавань:

-10

Сторожевым эсминцем оказался наш "Гавриил".

В 3 ч 45 мин. 18 августа над Кронштадтом появились аэропланы, которые обстреливали суда и стенки из пулеметов светящимися пулями и бросали бомбы. А теперь изложение событий в докладе Эйгара:

СМВ-86 лейтенанта (по другим данным сублейтенанта) Р. Говарда - катер № 3 - должен был атаковать "Рюрик", но не дошёл. Произошел взрыв мотора в момент, когда он находился близ северной цепи фортов, и позднее он был взят на буксир одним из возвращавшихся с атаки катеров.

СМВ-4 самого Эйгара - катер № 7, должен был атаковать "Гавриила" совместно с СМВ-24 лейтенанта Л. Э. С. Нэпира, катер №8, но тот как раз сам стал первой жертвой эсминца в 04:20, поражённый первым же выстрелом его пушки. Англичане пишут, что это просто торпеда в момент пуска ударилась о грунт и взорвалась, однако по показаниям взятого в плен с этого катера матроса 1 разряда Ч. А. Харуэя, торпедой с него не стреляли, он был утоплен попаданием снаряда.

Эйгар принял взрыв этого катера за поражение самого "Гавриила" и повернул по направлению к восточной гавани в соответствии с заранее намеченным планом, выпустив торпеду внутрь гавани по эскадренным миноносцам, обеспечивая этим возможность обратного возвращения катеров, но ни в кого не попал.

СМВ-79 лейтенанта В. Г. Бремнера - катер № 1 - не обнаружив бона у ворот гавани, атаковал "Память Азова". Было выпущено две торпеды, обе попали (по другим сведениям одна), после чего выскочил из гавани, ни на минуту не прекращая пулеметного обстрела. Однако охрана базы не дремала и Бремнер к этому моменту уже был неоднократно ранен.

СМВ-31 лейтенанта Р.Г.Мак-Бина - катер № 2 - имея на борту коммандера Добсона, прибыл вскоре за ним и атаковал "Андрея Первозванного". Достигнуто двойное попадание в носовую часть корабля.

СМВ-88 лейтенанта А. Дайрелл-Рида - катер № 4 - проходя через ворота, потерял командира. Второй по старшинству, лейтенант Стииль немедленно бросился к штурвалу и произвел атаку, выпустив две торпеды по "Петропавловску". Обе якобы попали. По нашим сведениям - попаданий в линкор не было.

СМВ-72 лейтенанта (по другим данным сублейтенанта) Бодлея, катер № 5 - имел своей целью сухой док, но стреляющее приспособление у него было сбито при подходе к воротам, так что ему ничего не оставалось другого, как возвращаться (по другим данным, карбюратор его двигателя был пробит пулей). Он это и сделал, подобрав по дороге беспомощный катер № 3 и отбуксировав его в безопасное место под огнем фортов. (На самом деле этот катер в итоге всё равно затонул, но команда была спасена и эвакуирована).

СМВ-62 лейтенанта Ф. Т. Бреда - катер № 6 приближаясь к гавани... к несчастью, столкнулся с возвращавшимся катером № 1 (СМВ-79). Личный состав обоих катеров был переведен на катер № 6 (СМВ-62), а катер № 1 был взорван.

№ 7 (СМВ-4 Эйгара), возвращаясь с атаки восточной гавани, сделал попытку подобрать оставшихся в живых из экипажей катеров № 1, 6 и 8 (СМВ-79, СМВ-62 и СМВ-24), но это оказалось невозможным благодаря тяжелому огню, направленному против него.

Уцелевшие катера вернулись по тому же пути, по которому шли раньше, использовав дымовые завесы для прикрытия отступления.

Вот британская схема этой атаки:

-11

Никаких указаний на ней о деятельности "Гавриила" нет. Это британская версия.

А куда же делся катер №6, на который перешла часть команды катера №1 во главе с раненым 11 раз Бремнером? Секрет невелик, по словам машинного унтер-офицера Самуила Мекви с катера №6, взятого в плен, катер этот был потоплен двумя снарядами приблизительно в 90 м от эсминца «Гавриил». Как и катер №1. А стрелял-то в этом районе только "Гавриил". 13 сентября СМВ-62 (№6) был поднят и поставлен для осмотра на стенку Константиновского дока

-12

Итак, англичане потеряли 4 катера, Подобрано из воды с погибших катеров 9 человек, из них 3 офицера и 6 рядовых.

Очень хотелось бы отыскать подробности происходившего на "Гаврииле". Если бы это был английский корабль, то расписали бы всё до последней секунды, а также всех участников, включая корабельного пса. У нас с этим гораздо скромнее.

Вот что нашёл на сайте terijoki.spb.ru :

Со слов машинного содержателя эсминца «Гавриил» Артемия Саввича Лихуша, потопление катеров выглядело следующим образом. Вскоре после пробития аэропланной тревоги «услышали шум моторов и увидели два моторных катера, идущие от Ораниенбаума. Один из них, получив выстрел, повернул и затонул по направлению у маяка (нижний створный знак Морского канала).[ Речь явно идёт о катере №8, который должен был атаковать сам эсминец] Была пробита боевая тревога. Увидели слева идущие катера вдоль стенки Военной гавани, которые вошли в гавань. Немного погодя из гавани вышли два катера. Один, получив снаряд, выпустил две ракеты и стал тонуть. Второй подошел к нему и подобрал команду и пошел мимо "Гавриила" справа и на зюйд-ост. Вскоре он был также утоплен». [ №1 и №6]

Из показаний артиллерийского старшины того же корабля Василия Федоровича Лукьянова: «По воздушной тревоге находился в [жилой] палубе. После, по сигналу "боевая тревога" выбежал и увидел два катера, идущие по стенке в гавань. Потом крикнули: "Справа катер". Стал стрелять, пушка дала две осечки. Скомандовали: "Пулеметы на корму", потом скомандовали: "Справа дальше катера", выстрелом из орудия № 2 утоплен катер у маяка. [№8 ] У маяка он был потоплен раньше, чем другие вышли из гавани».

Из фотографий нашёл только снимок командира "Гавриила" Владимира Владимировича Севастьянова, сделанный четырьмя годами раньше:

-13

К сожалению, эсминец погиб 21 октября 1919 года, подорвавшись на английской мине. Спаслись только 19 человек.

*****

Ещё на эту тему:

................................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь





С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц