Недавно открыл для себя дилогию "плаща и шпаги" о шевалье де Пардайане и решил заодно познакомиться с другой звездной ролью замечательного Жерара Баррэ - Робером Сюркуфом. Любопытное совпадение - про Сюркуфа тоже снято два фильма: за "Тигром семи морей" (1966) тут же последовал сиквел, "Возвращение Сюркуфа".
И еще одно совпадение - как и в случае с Пардайаном могу только пожалеть, что посмотрел эти две задорные приключенческое ленты только сейчас, в почтенном возрасте, а не в детстве 70-х и начала 80-х, когда такие фильмы вызывали искренний, наивный восторг. Ведь в обеих картинах есть все, что привело бы в экстаз советского школьника, начитавшегося Стивенсона и Сабатини.
Начнем с того, что это живописное красивое кино, сопровождающееся отличной музыкой Жоржа Гарваренца (того самого что в будущем напишет музыку для "Тегерана-43").
Несмотря на наличие ночных сцен, кажется, что на экране никогда не заходит солнце. Бирюзовая водная гладь, голубое небо, тропические острова, колониальные городки и старинные крепости - словно чувствуешь тепло солнечных лучей и свежий морской бриз.
Прибавьте к этому красивые парусники, элегантные наряды героев и яркие мундиры времен наполеоновских войн, колоритные массовки - и получите идеальный эффектный фон для костюмного приключения.
Сами приключения и сегодня выглядят вполне достойно, а лет 40-45 назад впечатлили бы, как тогда говорили, детско-юношескую аудиторию по полной программе.
Во-первых, раз уж кино посвящено корсарам, то, конечно, на экране присутствуют артиллерийские дуэли парусников, взятие на абордаж и энергичные рукопашные схватки на палубах атакуемых кораблей. Эти эпизоды сделаны весьма прилично, правда, конечно, без привычного сегодня кровавого натурализма - все-таки на дворе 60-е.
Отдельно стоит отметить отличную работу мастеров по макетам и миниатюрам. Сцены боев, где соседствуют кадры с настоящими кораблями, декорациями палубы в натуральную величину и макетами, сделаны достаточно убедительно, почти без "швов". Лично я только в одном кадре (взрывающийся парусник) точно опознал миниатюру.
Есть еще одна хитрость продюсеров, видимо, желавших немного сэкономить (хотя оба фильма совсем не выглядят дешевыми поделками). Некоторые удачные кадры используются в монтаже несколько раз - и даже в обеих частях. Но это, на мой взгляд, вполне простительный курьез. А в детстве мы бы и не обратили внимание на подобные мелочи.
Во-вторых, и в "Тигре", и в "Возвращении" в адекватном количестве присутствуют хорошо поставленные сцены драк, потасовок и перестрелок, а также обязательные поединки. Шедеврами жанра их не назовешь, но в целом уровень постановки очень достойный.
Разумеется, не обойтись без отдельного реверанса в сторону Жерара Баррэ. Как и в случае с д'Артаньяном и шевалье Пардайаном, отмечу его экранную органику. Классические романтические сюжеты полны условностей, герои чаще всего не отличаются психологической глубиной и неоднозначностью характеров. Если герой - то Герой. Выглядеть естественно в таких ролях удавалось не всем, мне доводилось видеть талантливых актеров, которые не справлялись с предложенными "правилами игры" и смотрелись нелепо, пытаясь "дать Станиславского" в роли условного рыцаря без страха и упрека или дистиллированного злодея. Так вот, на мой взгляд, не случайно Баррэ в 60-е был одной из главных звезд жанра - он идеально чувствовал дух старомодного авантюрного романа и выглядел органично в ролях мушкетера, шевалье Пардайана, Скарамуша, корсара и других персонажей такого рода.
В роли Сюркуфа он хорош и убедителен в любой ситуации, прекрасно смотрится, когда держит - женщину в объятиях, клинок в руке, штурвал и кружку рома.
По поводу Робера Сюркуфа. Признаюсь, не знал, что это реальный человек, и думал, что Сюркуф - выдуманный персонаж a la Скарамуш. Из энциклопедии узнал, что "Тигр семи морей" в целом следует фактам его биографии. Сюркуф действительно занимался узаконенным пиратством во времена противостояния Франции и Британии, женился на дочери владельца судостроительной верфи, стал совладельцем бизнеса. Имена многих персонажей реальны, как и названия захваченных кораблей, например, Kent. Зато вторая часть, где Наполеон дает Сюркуфу и его команде особое поручение, достойное заправских коммандос, полностью уходит на территорию цветастого вымысла.
Фильмы о Сюркуфе можно привести в качестве идеального примера романтизации подлинной истории и ее действующих лиц. Судя по фактам, реальный Сюркуф вовсе не был романтиком. Скорее - расчетливым и весьма меркантильным в мотивациях бизнесменом. Легализованное корсарство - отличный способ официально разбогатеть, ведь капитан и команда получали легальные "призовые" (а не петлю на виселице) за каждый захваченный корабль. На счету Сюркуфа более 40 "призов", после чего он отошел от дел, удачно женился и продолжал зарабатывать на том, что уже сам организовывал корсарские экспедиции. Не брезговал и работорговлей.
Совсем другим предстает Сюркуф в кино. Обаятельный статный красавец, пылкий влюбленный, отважный в бою и великодушный к побежденным, верный товарищ и братски заботливый капитан команды. И разбогатеть он хочет только потому, что беден, а его возлюбленная - из состоятельной семьи, да и соперник богат и влиятелен.
А есть ли нам дело до настоящего Сюркуфа, когда на экране Жерар Баррэ? Задаемся мы вопросом, был ли похож средневековый разбойник Шервудского леса на Дугласа Фербенкса, Эррола Флинна, Бориса Хмельницкого, Кевина Костнера? Магия кино, ничего не попишешь.
P.S. Размышление, навеянное Пардайаном и Сюркуфом:
Каждый раз, открывая такие новые старые фильмы, задаюсь вопросом: почему в СССР они не выходили пачками? Ведь в период расцвета жанра подобных лент снимали много, а до нас доходили единицы.
Важным фильтром служил идеологический фактор. В противостоянии двух мировых систем идеология играла важнейшую роль. Существовала масса причин, почему огромное количество фильмов из капстран не попадало в СССР. Многие из них я узнал с юных лет, когда прочитал книги эксперта по американскому кино Елены Карцевой "Сделано в Голливуде" и "Голливуд. Контрасты 70-х". Например, вестерны пропагандировали индивидуализм, культ силы и, извините за каламбур, "культ кольта", колониальную экспансию и геноцид индейцев. Гангстерские фильмы романтизировали фигуры преступников, всяких там Бонни и Клайдов. Ужасы противоречили материалистическому мировоззрению, здоровой психике и оптимизму советских людей. И т.д.
Я понимаю, почему на наши экраны не попали те или иные фильмы, но до сих пор недоумеваю - какой вред мог нанести эскапистский жанр старомодного романтического приключения? Нет у меня объяснения.
Может быть закупка большого - и большего - количества западных лент могла как-то повредить финансовым показателям проката? Абсурд. Любой фильм с коммерческим потенциалом гарантированно делал отличную кассу. В огромной стране кино было самым доступным и самым массовым развлечением. Если в той же самой Франции фильм, собравший пару миллионов зрителей, считался успешным, то в СССР счет шел на десятки миллионов проданных билетов.
К тому же кинопрокат в СССР, естественно, был государственным, и кассовые сборы не надо было делить с западными дистрибьюторами и прокатчиками. Вся прибыль шла в казну - вместе с алкоголем кино было самой прибыльной статьей советской индустрии. Владельцам прав платили фиксированную сумму за прокатную лицензию, и сколько миллионов зрителей посмотрит фильм в СССР - их уже не касалось.
Еще одной особенностью советского проката было то, что "новинки" могли легко выпускать на экраны через 5, 10, 15, а то и 20 лет со дня премьеры. Так, к примеру, я, еще мальчишкой, в 1979-м сходил с папой на американских "Викингов" с Кирком Дугласом, и только годы спустя, уже вовсю интересуясь кино, узнал, что это фильм... 1958-го года! Соотвественно, покупая для картины не "первой свежести", прокатчики значительно удешевляли покупку.
Так что можно было спокойно закупать вдесятеро больше идеологически безвредных, чисто развлекательных фильмов - и собирать еще больше денег в прокате. Ведь не особо избалованные зрители с радостью поглощали бы фильм за фильмом - я тому свидетель! Стоимость лицензии, дубляжа и печати копий - сущая ерунда по сравнению с миллионами зрителей, готовых покупать билеты в кинотеатры.
И тут я тоже не нахожу для себя внятного ответа - почему?
Я не брюзжу и не жалуюсь. У меня, как и у миллионов моих сверстников, было прекрасное счастливое советское детство, о котором сохранились самые светлые и добрые ностальгические воспоминания. И все-таки... немного обидно, что столько ярких впечатлений, которые мы могли бы получить благодаря экранным рыцарям и благородным пиратам, прошло мимо нас, мальчишек 70-80-х. Но тут уж ничего не поделаешь, разве что испытаешь ностальгическое удовольствие при сегодняшнем - пусть и сильно запоздавшем - просмотре.