Найти тему
Сибирский листок

Сибирское крестьянское хозяйство / Промыслы / Извоз и дворничество

Публикуется по: СИБИРСКИЙ ЛИСТОК: 1890-1894 / Сост. В. Белобородов (при участии Ю. Мандрики). – Тюмень: Мандрика, 2003.

Извоз и дворничество существуют как промысел, главным образом, по большому Сибирскому тракту (московско-иркутскому). В Западной Сибири прежде этот промысел кормил тысячи крестьян, теперь же с проведением железной дороги между Тюменью и Екатеринбургом этот промысел почти совсем исчез; возят товары только в Степную область да еще зимой в Тобольск и Томск; возчики подряжаются в тюменских транспортных конторах, причем заключается условие о сроке доставки и целости товара. Извозом занимаются сравнительно зажиточные хозяева, имеющие 4—5 коней; богатые отправляют коней 15—20, нанимая работников с платою 5—10 рублей в месяц. «Плата за доставку товара назначается с пуда и колеблется в зависимости от цен на корм. Средним числом из Крестов до Омска платят по 50 коп. за пуд, в Верный — 2 руб. 30 коп., до Томска — 1 руб.— 1 руб. 50 коп., из Тюмени в Семипалатинск — 1 руб., из Тюмени в Ишим — 25— 30 копеек. Обоз бывает в дороге месяц и больше, например до Верного он доходит в 1 '/2 месяца; на коня грузят не больше 20—25 пудов». (Материал., вып. 1. С. 236). Главным образом извоз и дворничество существуют теперь в Восточной Сибири, в губерниях Енисейской, Иркутской, а также в Мариинском и Томском округах, лежащих по большому Иркутскому тракту. В недалеком будущем с проведением Сибирской железной дороги этот промысел и в Восточной Сибири должна постичь та же участь, что и в Западной Сибири. Теперь, кроме перевозки товаров и чаев, крестьяне по тракту немало зарабатывают «ямщиной» — возят «проезжающих», из которых многие предпочитают ехать «на вольных», так как вольные ямщики берут почти вдвое дешевле почтовых, особенно дешево возят по Ачинскому округу. Исправный вольный ямщик выручает в день 1—3 рубля. В среднем пуд товара доставляется от Томска до Иркутска за 4—5 рублей, летом несколько дороже; главный заработок составляет все-таки доставка купеческих товаров из Томска в Иркутск и чаев из Иркутска в Томск. Об извозе и дворничестве очень подробно изложено в Иркутск, материал., т. 2 г. Дубенским, откуда мы и заимствуем нижеследующие сведения.

Как только установится санная дорога, начинается заподряд на свозку чаев; возчики нанимаются в Иркутске, откуда отправляется сухим путем ежегодно до миллиона пудов чая; нанимаются они не прямо торговыми фирмами, а подрядчиками, которые от себя уже заключают условия с фирмой о сроке доставки товара и о плате; в большинстве случаев крупный подрядчик сдает чаи еще другим мелким подрядчикам, а последние уже нанимают ямщиков. Операции крупных подрядчиков очень выгодны. «Иркутские подрядчики берут с торговых фирм за доставку «места» чая из Иркутска в Томск в среднем девять рублей, действительная же стоимость провоза обходится в среднем 7 руб. 50 коп. с места; таким образом, в пользу посредников остается 1 руб. 50 коп,—1 руб. 70 коп. с каждого места чая, что составляет в год свыше полумиллиона рублей, так как иркутская таможня выпускает ежегодно около 400 000 мест». (Иркут, материал., т. 2. С. 409).

В дальний извоз отправляются только зажиточные крестьяне, имеющие не менее пяти коней, образуя артель, которая и заключает с подрядчиком условие о доставке товара в целости и в срок прямо до Томска, отвечая за все круговой порукой; этот вид извоза называется связкой. Все члены такой артели равноправны, из своей среды они выбирают только более бывалого, опытного ямщика — «объездного», ему артель платит 3—4 руб. с воза, за связку — рублей 17—18, т. е. за то, что во время пути он не только объезжает обоз, следя за целостью товара, но заботится о прокорме ямщиков и коней, сговариваясь о ценах на постоялых дворах. Обоз останавливается на постоялых дворах для отдыха и кормежки раз или два в сутки; эти остановки называются «пряжкой»; если обоз идет до Томска 30—35 дней, то остановки бывают от 42—44 раз, это при хорошей дороге и погоде, иногда же число остановок доходит до 60, отдыхают часов пять-шесть; ямщикам за 80 коп,—1 руб. с человека дается завтрак, обед и чай; пред обедом подается по рюмке водки; объездного хозяева постоялого двора угощают как можно лучше, чтобы заполучить его и на следующий раз; тут же закупается на особый ряд сено и овес на дорогу. В Томске ямщики, сдавши кладь и отдохнув, обыкновенно берут вновь товар и чрез неделю отправляются обратно. При необыкновенно счастливых условиях, т. е. если удалось уберечь товары от всякой порчи, доставить их в срок и в целости (что очень трудно, так как кража мест чая составляет тоже своего рода промысел по тракту), то возчик заработает рублей 50—60; в худшем же случае возчик еще сам может оказаться в долгу, и бывает доволен хоть тем, что пять-шесть месяцев ему ничего не стоит содержание себя и коней, которые ему необходимы летом для земледельческих работ. Малолошадные хозяева не решаются ехать до Томска и нанимаются верст на 250—400 до ближайшего города; этот вид извоза называется «везти безконную», а подрядчик, нанимающий таких возчиков, «почтем»; он едет вперед обоза на почтовых, чтобы успеть в следующем пункте сговорить возчиков; при такой доставке товаров срока не назначается, в таком обозе объездных тоже не бывает, а каждый ямщик отвечает сам за свой воз; в недальний извоз провизия берется из дома, как и корм для коней, во избежание путевых издержек.

Не менее извозного промысла развито в Восточной Сибири и содержание постоялых дворов, так называемое «дворничество», которым занимаются почти все жители притрактовых сел и деревень. Существуют излюбленные дворы, где обыкновенно останавливаются обозы; вывеской их служит высокий шест на воротах с пучком соломы наверху. Такие «большие» дворы продают до 3000 пудов овса и до 10000 пудов сена в зиму; в среднем чистого дохода от остановки каждого обоза остается 5 рублей, так что доход «дворника» будет от 500—1000 рублей в год.

На фото: Постоялый двор в музее деревянного зодчества в Нижней Синячихе.
На фото: Постоялый двор в музее деревянного зодчества в Нижней Синячихе.

#сибирскийлисток