Найти в Дзене
Сергей Туров / Тугулымские выходцы в старинной Тюмени: купеческий клан Ядрышниковых
Тугулымский район Свердловской области (Тугулымская волость Тюменского уезда) самым тесным образом всегда был связан с Тюменью. Много сделали для первого русского города за Уралом тугулымские выходцы, например, крестьянский род Ядрышниковых из деревни Ядрышниковой, стоявшей на старом Сибирском тракте. Ядрышниковы перебрались в Тюмень не ранее второй четверти XIX в. До второй половины XIX в. фамилия Ядрышниковых не встречается в источниках по народонаселению г. Тюмени. Так, не находим мы Ядрышниковых ни в «Книге записей городовых обывателей» от 1795 г...
1 неделю назад
Вера Литовченко / Духовное и материальное наследие старообрядцев купцов Колмаковых / Часть 1
Размышляя об удивительных судьбах и роли в развитии предпринимательства известных, без преувеличения сказать, по всей Западной Сибири заводоуковских и ялуторовских купцов Колмаковых, задумываешься, что стало главным стержнем, основой их экономического, коммерческого успеха, какое материальное, какое духовное наследство они оставили? И что остаётся людям? Основой всего жизненного уклада семьи Колмаковых, в первую очередь старших её представителей, было старообрядчество. Всё время существования раскола...
1 месяц назад
Поэзия Сибири / Владимир Кочкаренко Кукушка Прошёлся дождик вертуном и мелким бесом. Кукушка, будто метроном, за ближним лесом. Кричи, любезная, кричи года на память. Тебе, конечно, нет причин со мной лукавить. И мне, конечно, нет причин прощаться с белым прекрасным светом, что горчит весенним хмелем. Лети, любимая земля, под облаками, зелёных веток вензеля — душе на память. Лесную речку повстречал и отражаюсь. Не умираю, но сейчас опять рождаюсь. И не печалюсь, но грущу и слёз не скрою. И сердце снова отпущу в лесную крону. Моя земля, моя вода и люди, люди, что с вами станется, когда меня не будет? Сосна, тогда кому, звеня, качнёшь макушкой? Кому ты будешь без меня кричать, кукушка? Публикуется по: Хрестоматия тюменских писателей. В 2-х томах. Редактор-составитель Н. И. Коняев. Фото: Надежда Павлючкова. #Тюмень #искусство #поэзия
1 месяц назад
Обдорская миссия Сибирский листок. 1903 № 15 (23 февр.). В состав существующей у нас православной духовной миссии в 1902 году входили два иеромонаха, священник, диакон, три псаломщика и учитель инородческой школы. Обращенных из язычества в христианство в истекшем году было 53 человека, из них двое остяков, а остальные самоеды. Просвещенные св. верою оглашались в течение двух, трех и пяти дней, большая или меньшая продолжительность оглашений находилась в связи с понятливостью оглашаемых и условиями передвижной жизни их, часто непозволяющей долгосрочных отлучек из чумов. В продолжение года миссионерами совершено было девять путешествий, продолжавшихся от недели до одного месяца. Район же действий миссии приблизительно начинается с 65,5° северной широты на севере, а на западе и востоке граничит с соседними губерниями Архангельской и Енисейской. В распоряжении миссии имеется находящийся в Обдорске и имеющий заново перестроиться в лето т. года деревянный храм, одна походная церковь и три молитвенных дома, из коих один находится в 90 верстах от Обдорска на юго-запад, в юртах Шурышкарских, другой, еще не освященный, в 200 верстах на северо-восток от Обдорска, в местности, называемой Пуйко, и третий в том же направлении — в 300 верстах от Обдорска, в местности Хэ. При последнем молитвенном доме с 1901 года назначено постоянное местопребывание одному из членов миссии. При миссии с 1898 года функционирует пансион для инородческих детей и с 1899 года так называемый приют для малолетних. Первый содержится на ежегодно ассигнуемые православной миссии обществом суммы, второй же получает средства для своего существования частью из того же источника и частью от одного постоянного жертвователя. В пансионе к 1903 году числилось 17 мальчиков-учеников, в приюте же 15 детей, из коих 13 девочек; из детей приюта училось грамоте 10 девочек. Преобладающим элементом в миссионерских учебно-воспитательных заведениях являются зырянские самоеды — народность, происшедшая путем метисации этих племен. Чистых же остяков и самоедов в числе питомцев миссии не больше одной трети. Преподавание в миссионерском училище ведется на русском и языках аборигенов края по особо выработанной священником-миссионером И. Егоровым и утвержденной епархиальным начальством программе, по своему курсу сводящейся к одноклассной церковноприходской школе. Учебниками служат частью принятые вышеупомянутого типа школой руководства и частью тем же священником составленные отпечатанные и рукописные. К выпускному экзамену миссионерской школой подготовлено трое детей: самоед, остяк и зырянский самоед. Обдорск, января 30 дня. #сибирскийлисток
1 месяц назад
Лариса Пономарева // Острожник за книгой / Круг чтения Ф.М. Достоевского в Омске
Во все времена своей жизни Фёдор Михайлович Достоевский неизменно был страстным книжником. Именно из-за чтения и обсуждения «крамольных» (с точки зрения государства) книг из библиотеки М.В. Буташевича-Петрашевского Достоевский, собственно, и был сослан в Сибирь. С января 1847 года он изредка бывал на пятницах Петрашевского, пользуясь книгами его домашнего собрания, организованного по строгому плану, отражающему цели и задачи кружка русских социалистов. Рефераты и споры молодых людей обильно питались из этого источника реформаторских идей, программ и планов...
1 месяц назад
Владимир Шулдяков / АЛЕКСАНДРОВЦЫ
И много из корпуса вышло людей, И жизни они не щадили своей, И свято, и верно за Родину-мать Стояли, стоят, и ввек будут стоять. Алексей Грызов Кантата на 100-летний юбилей Омского кадетского корпуса (1913) В судьбе любого города бывают дни и события, которые круто меняют его жизнь или, по меньшей мере, обогащают каким-то очень важным опытом. Для Омска одним из таких исторических дней стало 13 (1) мая 1813 года. Именно тогда было открыто учебное заведение, благодаря которому Омск со временем превратился в уникальный культурный центр Азиатской России...
2 месяца назад
Татьяна Листопадская / Тюменские купцы-чаеторговцы и Кяхта
С середины и до конце XIX века численность населения в Тюмени возросла от 14 до 30 тысяч, что соответствовало небольшому городку, но торговых лавок и магазинов по продаже чая было предостаточно, на одной только улице Голицынской (ныне Первомайская) было семь магазинов, где можно было купить чай. После того, как чай из элитарного перешел в повседневный и пили его самоварами, спрос на него значительно возрос, и такие тюменские купцы как Гилев С.Г., Глазунов А.С., Котовщиков Е.Н., Шешуков К.К., династия Колокольниковых и Молодых Г...
2 месяца назад
Ольга Трофимова / Вяткины. По честности, достоинству и вере…
С чего началась эта история интереса к вещам и людям за пределами мира семьи маленького ребенка?.. Думаю, с круглой расписной деревянной коробки с пуговицами и пачки старых, действительно старых фотографий, совершенно не похожих на те фотографии, которые можно было видеть в газетах или в зелёном семейном альбоме... Да, некоторые фотографии в альбоме были очень давно сделаны, на них была прекрасная молодая мама и красивый молодой папа. Но эти фотографии были на твёрдых картонках с тиснением, края...
2 месяца назад
Песня рыбопромышленников Жить на море, веселиться На открытом берегу, Где вода в гребнях пенится, Я туда с волной бегу. Волны плещут, ветер дует, Шлюпка весело летит, Белый парус нас целует, Как от страха, весь дрожит. Я наметку в воду кинул: «Стой, фарватер здесь лежит!». Шапку крепче на лоб сдвинул, Дело живь у нас кипит. Мы, поставив самоловы, Ждем, глядим в верши, Их тащить наверх готовы: Там и щуки, и ерши. Поглядишь — от рыбы омут.  «Ну, отправимся домой!». И полны добычи тонут Самоловы под водой. Мы назад несемся быстро, На погоду не глядя. Ветр колышет нашу шлюпку Меж волнами, как дитя. День проходит, вечер близко. К нам явился аппетит, Опустилось солнце низко, И вода в котле кипит. Там хозяйка опустила Из улова пожирней, Сольцы, перцу положила, Осетров и окуней. Мы садимся вкруг тагана, Чтоб ушицу похлебать, Говорю вам без обмана, Что такую поискать!  Весь котел тащи, хозяйка. Выливай нам все до дна, А с костями наша лайка Живо справится одна. * * * Жизнь на море не проходит Без нужды и без трудов, Но ловец лишь песнь заводит И тогда на все готов. Сургут. Примечание редакции. Эта песня распевается рыбопромышленниками по р. Пуру и до Оби. Несомненно, что не все рыбацкие песни носят такой жизнерадостный характер, и редакция была бы очень обязана тем, кто сообщил бы и другие рыбацкие песни понизовья р. Оби, в особенности песни рабочих рыболовных промыслов. Сибирский листок 1903. № 11. Д.Александров.
2 месяца назад
Заслуженному работнику культуры РФ, книгоиздателю Юрию Лукичу Мандрике - 73!
Юрий Лукич Мандрика родился 28 марта 1952 года в с. Высоком Ахтырского района Сумской области. Окончил филологический факультет Тюменского государственного университета. Работал в редакциях районных, городских, областных газет. Занимался внедрением настольно-издательских систем в редакционных коллективах («Тюменские известия», «Нефть Приобья», «Тюменская правда»). В 1994 г. возглавил издательство «СофтДизайн», которое просуществовало до 1998 г. и выпустило в свет более 100 книг. Специализация...
2 месяца назад
Александр Иваненко / Юрты Ембаевские
Основано в начале XVII в. бухарцами – выходцами из городов Средней Азии: Бухары, Самарканда, Ургенча. Хивы и др. Бухарские купцы привозили в Сибирь шерстяные, шёлковые, хлопчатобумажные ткани, сушёные фрукты, кожи и изделия из них, пригоняли скот. Местные русские власти по указанию из Москвы ещё с 1596 г. всячески способствовали этой торговле. Бухарцам предоставляли многочисленные льготы: освобождали от воинской повинности, некоторых податей и пошлин, поощряли переход в российское подданство и поселение в Тюмени и окрестных татарских юртах (населённых пунктах)...
2 месяца назад
Татьяна Листопадская / Три купца – три парка / Часть 3. Н.М. Чукмалдин
Писать о Николае Мартемьяновиче Чукмалдине интересно и трудно, это светлый человек, с устойчивыми моральными принципами, с благотворительными деяниями, с большой заботой о людях и в то же время со сложной судьбой, взлетами и падениями, столкнувшийся с незаслуженной человеческой жестокостью и одновременно с проявлением народного уважения и любви. Родился Н.М. Чукмалдин в 1836 году в деревне Кулаково, которая расположена в низине реки Туры в 20 км от Тюмени, в семье старообрядцев. Отец занимался изготовлением саней, а мать вела хозяйство и пряла шерстяные нитки для ковров...
2 месяца назад