Действительно, почему граждане Римской империи, то есть, лично свободные люди и бесправные рабы разных национальностей во II - III веках нашей эры вдруг перестали поклоняться официальным греко-римским и местным языческим богам и стали массово становиться адептами некоей "тайной секты", связанной своими корнями с иудаизмом?
Мысль написать эту статью появилась у меня, когда в одной из книг Л.Н. Гумилева я натолкнулся на любопытный факт - численность населения Европы за два века, между 100 г. до нашей эры и 100 г. нашей эры, не изменилось. И в 100 г. до нашей эры и 100 г. нашей эры оно составляло примерно 50 млн человек.
Так что же случилось за этот относительно короткий исторический промежуток времени, что смело можно было бы назвать кризисом развития тогдашней, в основном рабовладельческой, человеческой цивилизации?
Обычно историки приводят несколько причин того, что население Римской империи в течение двух веков перешло из язычество в христианство.
Первая. В христианстве находили утешение угнетенные слои населения - рабы и наиболее бедные слои свободных граждан, положение которых мало чем отличалось от положения рабов (так называемые humiliories). Догматы о бессмертии души и о воздаянии за содеянное добро в загробном мире позволяли им надеяться на лучшую жизнь после смерти.
По этой же причине среди первых христиан было много женщин, угнетаемых в семье и обществе согласно действовавшим тогда древнеримским патриархальным законам.
Вторая. В отличие от иудаизма и других религий того времени, круг адептов которых обычно был ограничен национальными и отчасти социально-классовыми рамками, христианами могли становиться люди любых национальностей и любого имущественного или социального статуса. Среди христиан не могло быть разделения на "иудеев и эллинов".
При этом любой христианин независимо от его происхождения, возраста, национальности и социального статуса мог рассчитывать на постепенное повышение своего статуса в христианской общине и мог даже со временем стать главой этой общины.
Третья. Древнеримские власти последовательно проводили в отношении собственного и в отношении всех покоренных народов принцип "Разделяй и властвуй" ("Devide et empera"). Делясь богатствами с местной знатью покоренных провинций, романизируя ее и инкорпорируя ее в состав римского правящего сословия (так называемых honestiories), древнеримские правители постоянно опасались возможных народных восстаний "низов". как в самой Италии, так и в других частях империи.
Поэтому императоры и их наместники всегда стремились "атомизировать" низшие слои населения, разрушить классовые и социальные связи между их отдельными представителями, опираясь на национальные, языковые, классовые и социальные различия между ними.
В свою очередь последние, почти бесправные и постоянно угнетаемые бедняки и рабы, часто потерявшие связь со своей исторический родиной, стремились наоборот обрести социальную и духовную опору в общинах себе подобных "отверженных" и находили эту опору именно в христианских общинах, где к ним относились, как к равным.
Четвертая. В условиях, когда Римская империя во II веке нашей эры стабилизировалась в своих границах, приток награбленных богатств и новых рабов, который был характерен для эпохи римских завоеваний, уменьшился. Интенсивная эксплуатация рабов также не способствовала их воспроизводству.
Рабов стало относительно мало, что и заставляло рабовладельцев относиться к ним более бережно. Рабам разрешили создавать семьи. Им выделяли участки земли и сельскохозяйственные орудия для их обработки.
Многие рабовладельцы стали стремиться сблизиться со своими рабами, чтобы понять их настроения и в духовном плане. Этим и объясняется вступление богатых и знатных людей в христианские общины, где они в силу своей образованности часто становились лидерами.
Пятая. Древнеримская знать в эпоху империи, после нескольких веков бессмысленных гонений на христианство в конце концов поняла, что христианство, как религия пассивная, просто дающая утешение страждущим и обящающая воздаяние за добро "не в этой", а в загробной жизни, их власти и богатству "в этой жизни" ничем не угрожает.
Наоборот христианская проповедь смирения перед любой, пусть даже самой жестокой и несправедливой властью, по принципу - "богу богово, а кесарю - кесарево", только помогает управлять экслуатируемой массой бедных слоев населения и рабов.
Тем более, что именно представители древнеримская знати, используя свое финансовое и духовное влияние, часто добивалась высших постов в христианской церковной иерархии, становились дьяконами, епископами и патриархами.
Но за всеми этими известными причинами кроется еще одна важнейшая, базисная, социально-политическая и идеологическая причина, которую, как мне известно, до сего времени историки по какой-то странной забывчивости не рассматривали и не анализировали. А если и анализировали, то только всколзь.
И выявление и анализ этой причины можно начать с простого вопроса: "А почему простые свободные граждане и рабы не относились друг к другу, как к почти равным по социальному статусу, раньше, например, в I веке до нашей эры?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь нужно понять, чем новая религия - христианство - коренным образом отличалась от господствовавших тогда язычества, иудаизма, зароастризма, индуизма или конфуцианства и была отчасти сродни буддизму.
А вот чем. Все перечисленные выше мировые религии того времени: язычество, иудаизм, зароастризм, индуизм и конфуцианство- это "религии могущества".
Их девиз прост. Это идеал победы: "Наши боги сильнее ваших. Поклоняйся нашим богам и они даруют тебе счастье и богатство уже в этой жизни!". Самая молодая современная "религия могущества" - это ислам.
И только христианство и буддизм - это религии совсем другого типа. Это "религии спасения". Идеал победы - это для них не самое главное. Ведь они обещают бессмертие души и воздаяние за добро не сейчас, а в загробной жизни!
Между прочим, и современный талмудический иудаизм, иудаизм еврейской "диаспоры" (рассеяния евреев среди других народов) в отличие от своего грозного "предка", иудаизма "Ветхого завета", также в какой-то мере стал "религией спасения"...
Так почему же христианские идеи именно в этот исторический период, между II и IV веками нашей эры, "овладев массами, стали..." фактически, по выражению В.И. Ленина, - "материальной силой..." и оказали колоссальное воздействие на многовековое историческое развитие человеческой цивилизации не только в Европе, но и во всем мире?
Римская империя при всей своей грандиозности, тем не менее, была типичным рабовладельческим государством и ей так же, как и другим рабовладельческим империям, были свойственны те же кризисы исторического развития, которые неизбежно проходили и другие рабовладельческие империи, например Египетская или Ассирийская.
Что это за кризисы и почему их причины заложены в самой сути рабовладельческой исторической социально-экономической формации?
В основе развития и процветания любого рабовладельческого государства - захват и ограбление соседних стран и народов для получения военной добычи и новых рабов. Постоянный приток материальных ценностей и новых рабов - это необходимое условия "нормального" существования рабовладельческого государства.
Продолжение следует...