У девственной, нетронутой природы есть надежный страж, который охраняет заповедные ее уголки (джунгли, тайга) от вторжения человека. Эту службу охраны несет специальная армия арбовирусов, то есть вирусы переносимые насекомыми. Они составляют почти половину известных науке болезнетворных вирусов. Длительное время, иногда годами, арбовирусы сидят, как в сейфах, в организмах кровососущих насекомых — комаров, клещей и москитов, не принося им ни малейшего вреда. Но, нападая на человека или животное, они могут вызывать тяжелые, иногда смертельные заболевания.
Проблема арбовирусных инфекций особенно остро возникла при освоении людьми новых территорий, дикой или необжитой природы.
Так, в джунглях Южной Америки и на островах Индонезии, в лесах Европы, Азии и на Африканском континенте — всюду, где человек соприкасался с дикой природой, возникала задача защиты от неизвестных опасных заболеваний.
Особенно безжалостной была желтая лихорадка. Сотни лет она наводила ужас на колонистов Нового Света и миссионеров Африки. Из‐за желтой лихорадки Западную Африку прозвали «могилой белого человека». За 100 лет, с 1793 по 1900 г., желтая лихорадка, названная «желтый Джек», поразила не менее полумиллиона 500 тыс. человек. Жар, бред, рвота, часто с кровью, боли в спине, головные боли — это было только начало, за которым следовали закупорка выхода желчи в кишечник. Желчь начинала всасываться прямо в кровь, и развивалась желтуха. Каждый второй погибал.
Многие энтузиасты безуспешно пытались раскрыть тайну этой тропической болезни. В 1900 г. в неравный бой с загадочным врагом вступила группа руководимая Уолтером Ридом. Заболел желтой лихорадкой и умер член группы энтомолог Дж. Лейзир. Он погиб потому, что не согнал с руки заразившего его комара, хотя сделал это совершенно сознательно, так как подозревал, что именно эти комары переносят смертельную заразу. Так, ценой жизни ученого, переносчик был найден. Благодаря, созданию в 1937 г. Максом Тейлором эффективной вакцины, проблема борьбы с желтой лихорадкой была блестяще решена.
В настоящее время прививки против этого грозного заболевания делаются в обязательном порядке всем выезжающим в Африку, где до сих пор в джунглях живут зараженные вирусом обезьяны, а воздух наполнен комарами и кровью, которой эти комары питаются. Они‐то и играют роль «летающих шприцев», исправно доставляя вирусы от обезьян людям.
После открытия вирусной природы желтой лихорадки семейство арбовирусов стало быстро пополняться. Так, первая крупная эпидемия японского энцефалита была зарегистрирована в 1924 г. Тогда в Токио заболело свыше 6000 человек и умерли 3800. В 1935 г. в США другая вспышка арбовирусной инфекции поразила свыше тысячи человек, более 200 из них погибли. Вирус назвали по месту выделения — «вирус Сан‐Луи». В 1930‐е годы в СССР был выделен один из наиболее опасных арбовирусов - вирус весенне‐летнего клещевого энцефалита.
Еще одна известная арбовирусная инфекция — лихорадка денге, или костоломная лихорадка, как ее назвали англичане, впервые встретившиеся с ней при колонизации тропических земель, — распространена в странах Южной и Юго‐Восточной Азии. Она вызывает сильнейшие боли в костях рук и ног, лишая работоспособности человека на долгое время.
Особое внимание в последние годы вызвала геморагическая лихорадка, вызываемая вирусом Эбола. Она стала выходить за границы обычного ареала и вызвала настоящие эпидемии в Гвинеи, Сьерра‐Леоне и Либерии. Заболевание протекало очень тяжело. Геморрагический синдром выражался в кожных кровоизлияниях, эрозии слизистых оболочек рта и кровавой рвоте. Органные кровотечения наблюдаются на 3–5‐й день заболевания у 70% больных. Нарушение свертываемости крови и кровоизлияния фатально приводили к смерти больных. В 2015 г. в Гвинее было зарегистрировано около 30 тыс. случаев этого заболевания. Умерли 11 313 человек. Средств предупреждения болезни тогда еще не было. Распространение инфекции приняло столь серьезные масштабы, что местные органы здравоохранения обратились за помощью к ВОЗ, принявшей решение о необходимости срочного создания вакцин.
Эта работа была выполнена российскими учеными в Национальном Центре эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи. В рекордно сжатые сроки были созданы вакцины, эффективные против наиболее вирулентных штаммов вируса Эбола. Создание вакцины против вируса Эбола стало одним из замечательных достижений вирусологии уже нашего времени.