Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

В пасти у черного крокодила. Одна из лучших ролей и "Оскар" Фореста Уитакера.

("Последний король Шотландии", The Last King of Scotland, 2006, Великобритания)

Вестимо, многие поклонники "Пса-призрака: Путь самурая" считают, что лучшую свою роль Форест Уитакер сыграл именно там. Субъективно я и сам на их стороне.
Как бы то ни было, но объективная статистика с нами не согласна. И сухим языком цифр возражает: нет, судя по количеству авторитетных наград, включая Оскара, за лучшую мужскую роль, лучшая роль Уитакера - это здесь, в "
Последнем короле Шотландии" Кевина Макдональда.

- Вот вы говорите, "людоед, людоед". А вы думаете, нам, африканским диктаторам, легко?
- Вот вы говорите, "людоед, людоед". А вы думаете, нам, африканским диктаторам, легко?

Впрочем, по меркам актерского энергопотребления, на образ диктатора Уганды 70-х Иди Амина Форест затратил на порядок больше калорий, чем на роль немногословного "городского самурая" у Джармуша. Ибо сыграть эксцентричную личность, которая то прикидывается простачком-весельчаком, то в следующий миг выпячивает наружу свою звериную натуру - работа не для артистов погорелого РДК.

Уитакер же раз за разом "делает Амина" просто мастерски. И даже когда его персонаж строит нам добрые-добрые глазки, у зрителей от его взгляда и улыбки всё равно мороз пробегает по коже. А уж когда он свирепеет не на шутку, ваша кожа и вовсе рискует получить обморожение. При том, что собственноручно Иди-Форест за весь фильм никого не убивал, не пытал и вообще в минуты спокойствия выглядел большим и безобидным плюшевым мишкой.
Короче говоря, тот самый случай, когда Оскар работнику киносцены вручили абсолютно заслуженно и под бурные аплодисменты.

Джеймс Макэвой здесь, конечно, еще не такой виртуозный, как в "Стекле", "Сплите", "Грязи" и других своих ролях 2010-х. Но и он, к чести его сказать, на фоне глыбы таланта Уитакера - вполне увесистый булыжник. И тоже отыгрывает неоднозначную роль, поскольку его герою одновременно и сопереживаешь, и талдычишь "Так тебе, недальновидному и туповатому, и надо!". Тем более, что его злоключения в финальной трети фильма - суммарный итог всех наделанных им до этого глупостей.
Хороша, безусловно, и Джиллиан Андерсон, правда, роль у нее здесь, в отличие от Уитакера и МакЭвоя, уже не шибко интересная.

Да, с такими мутантами Джиллиан Андерсон в "Секретных материалах" точно не сталкивалась.
Да, с такими мутантами Джиллиан Андерсон в "Секретных материалах" точно не сталкивалась.

А начинается африканская эпопея доктора-шотландца Уилсона (МакЭвой) с того, что он, вы не поверите, прилетел в Уганду лечить больных, сирых и убогих. И даже успел немного поработать по специальности, пока случайно ему на какой-то дороге не попался навстречу... Иди Амин.
Ну типа гулял Уилсон такой по аду, лечил ожоги у грешников, щелкал по рогам чертей, и вдруг ненароком столкнулся аж с самим дьяволом. Надо ли считать их встречу везением? Поди в тот момент угадай. Но легковерный Уилсон счел ее именно такой. Хотя знай он, к чему в конце концов приведет это знакомство, он слинял бы из Уганды на первой же попутке.

Однако Уилсон попал под обаяние компанейского Амина, которому в свою очередь приглянулся шотландский "айболит" - экая редкая зверушка в здешних краях! И вот уже Уилсон становится персональным доктором диктатора, тусуясь у него во дворце и участвуя в его культурно-массовых мероприятиях.
Впрочем, чем больше узнавал Уилсон своего нового благодетеля, тем больше всплывало о том нелицеприятной и пугающей истины. Всё больше и больше, изо дня в день. Вот только, когда док наконец-то созрел для побега, оказалось слишком поздно, поскольку взять и помахать такому корешу на прощанье ручкой было нельзя. А тем более в стране, где диктаторские головорезы могли умертвить кого угодно, стоило лишь ему щелкнуть пальцами.

Подчеркнутое "не всё так однозначно" в характерах Иди и Уилсона, пожалуй, и есть главная "фишка" картины. Сложность их характеров, помноженная на сложность их взаимоотношений и подведенная к общему знаменателю кровавой политики Иди Амина - отлично работающая, драматическая формула. Которая легла в основу одной из лучших и неординарных "африканских драм" в истории мирового кино. Обязательной к просмотру для всякого настоящего любителя этого самого кино, ежели вы с ней еще не знакомы.

"Выйдет барин, бывало, в поля. Подглядит он, как девки поют..." © Любэ.
"Выйдет барин, бывало, в поля. Подглядит он, как девки поют..." © Любэ.

***

В общем, в отличие от тех же "Отеля "Руанда", "Кровавого алмаза", "Отстреливая собак", или "Безродных зверей", где современная "дикозверская" Африка показана с привычной нам точки зрения, "Последний король Шотландии" предлагает свой, довольно-таки оригинальный взгляд на нее.
Впрочем, не настолько оригинальный, чтобы вам тотчас захотелось скататься туда за романтическими впечатлениями. Ведь даже самые кусачие тамошние акулы, гориллы и крокодилы - просто няшки по сравнению с "бармалеями", о которых говорится и в этом, и во всех вышеупомянутых фильмах.
Как бы то ни было, но экскурсию в тот "бармалейский" мир режиссер Кевин Макдональд провел для нас великолепную, и эта его картина до сих пор считается лучшей из всех, что он когда-либо снял.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):