Мочить их по-старому. Культовый философский боевик Джима Джармуша.
(Ghost Dog: The Way of the Samurai, 1999, США и др.)
Любопытно, как современные чудо-маркетологи перевели бы в России название этой картины Джима Джармуша. Однако на заре тысячелетий они смогли удивить всех - перевели буквально слово в слово!
Что ж, однако, даже сломанные часы дважды в сутки показывают правильное время.
А вообще неблагодарный это поступок: советовать фильмы Джармуша тому, кто никогда их прежде не смотрел. Особенно, если заранее не предупредить человека, что творчество дяди Джимми, оно немного того... этого... ну не от мира сего, короче.
В лучшем случае этот человек сочтет вас глупым шутником. В худшем - станет потом относиться и к вам, будто вы сами немного того... этого... ну вы поняли.
Нет, здесь требуется радикально иной подход.
К Джармушу всяк должен приходить собственным умом, как к какой-нибудь религии или философскому учению. А также - полностью очистив ваш разум от каких-либо надежд и ожиданий, то есть превратив его в этакую "tabula rasa".
И лишь тогда истории Джармуша предстанут перед вами в своем незамутненном виде, вызвав должные ощущения. Потому что именно таков этот человек-уникум, идущий поперек всех прогнозов. Он никогда не покажет вам то, что вы желали бы у него увидеть - и в то же время частенько подкидывает приятные "нежданчики" буквально на ровном месте.
Как бы то ни было, но "Пёс-призрак: Путь самурая" - наверное, самая "удобоваримая" лента Джима из всех. Наиболее "оголливуженная", если можно так выразиться. Которую, даже по моим скромным наблюдениям, любит немало зрителей, кто прочее джармушево "авторское искусство" на дух не переносит.
Да и как можно не любить "Пса-призрака", если он соткан почти что из одних достоинств?
Даже привычный для Джармуша, меланхоличный темп подачи сюжета здесь не раздражает, а выгодно оттеняет все нюансы этой криминально-городской истории. Особенно под музыку рэпера RZA, что неожиданно гармонично вписалась и в "неосамурайский" боевик, и в криминальную драму об итальянской мафии. А они в свою очередь связаны между собой чернокожим главгероем - киллером-отшельником по кличке Пес-призрак в исполнении 38-летнего Фореста Уитакера. Который, несмотря на свою абсолютно не-самурайскую внешность, неожиданно вписался в роль так, что теперь вообразить на его месте кого-то другого невозможно.
Играет Форест, правда, человека лет на 10-12 моложе своего тогдашнего возраста, но в глаза это не бросается. Разве что когда во флэшбэке "8-ю годами ранее" его покажут тощеватым гарлемским пареньком - по сравнению с упитанным Псом-призраком настоящего времени. Паренька же того больно пинала в подворотне злая гопота, но ему повезло - случайно проходивший мимо, италогангстер Луи (Джон Торми) заступился за него и разогнал гопников. После чего наверняка забыл бы о каком-то задохлике, вот только сам задохлик этого ему уже не позволил.
Да уж, по меркам Гарлема случилось невероятное: тот паренек вырос, начитался заокеанского "Хагакурэ", прочих самурайских трактатов и тоже возомнил себя современным самураем.
А поскольку самураи, исповедующие Бусидо, не могут жить без служения господину, пацанчик выбрал своим господином того, кому был обязан жизнью. То есть Луи.
А Луи только этому и рад, тем паче его персональный самурай оказался на поверку талантливым киллером. Да еще готовым работать за бесплатно по первому свистку - просто идеальный мальчик-на-пострелушках (хотя, конечно, что-то Псу-призраку всё-таки платили - самураям ведь тоже надо иногда кушать).
И вот Пес-призрак живет в чулане на крыше многоэтажки, разводит голубей, тренируется и читает классиков восточной литературы. А в перерывах между столь увлекательными занятиями выполняет "мокруху" для Луи. Идиллия, что, естественно, вскоре закончится. И явно не мирным человеколюбивым путём, а так, как это и бывает в самурайских и гангстерских боевиках - еще большей и уже повальной мокрухой.
Короче говоря, "Пес-призрак", в отличие от других фильмов Джима, радует внятным сюжетом, пусть скромной, но интересной "боёвкой", ироничными ситуёвинами, яркими неполиткорректными диалогами ("гоблинский" дубляж здесь категорически приветствуется) и черным-черным, как физиономия Уитакера, юмором. А также постоянными цитатами из вышеназванного "Хагакурэ" - специально для далеких от "самурайства" зрителей. Затем, чтобы кратко, но доходчиво объяснять им между делом психологию поступков Пса-призрака. На случай, если вы вдруг не смотрели ни японское историческое кино, ни даже ориентально-ориентированную голливудскую попсу вроде "Последнего самурая", хотя тот и вышел в прокат позже "Пса-призрака".
***
В общем, не столько художественный фильм, сколько любопытный эксперимент по скрещиванию аж трёх кинокультур с разных концов света. А именно: нахрапистой американской (киллеры, гангстеры, разборки, музыка), интеллигентной европейской (артхаусная дешевая "картинка", неторопливый темп сюжета, экстравагантные ситуации) и поэтичной японской ("самурайская" тема с ее философским препарированием). Правда, при всём при этом Джармуш заставляет нас многое додумать самим - например, мы так и не выясним, когда и почему чернокожего парня из Гарлема вдруг вштырило Бусидо. Но в данном случае это не недостатки, а лишь мелкие "шероховатости", без которых стилистический эксперимент по "притирке культур" был бы явно невозможен.
А уж знакомиться вам с его итогами, или нет, тут, как я и сказал: это только ваш осознанный "путь самурая", советовать на котором вам что-либо я не вправе.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):