Четвертая часть.
Эпоха окончательного разложения и исчезновения семейства Головлевых с лица земли.
Остались в Головлеве два обитателя: сам Иудушка и вернувшаяся в родные пенаты Аннинька. Здесь-то и настиг их обоих фамильный рок – одиночество и водка. Которые могут прийти вместе, а могут и по отдельности.
После взаимных пьяных досаждений и обид, довольно долго продолжавшихся, то ли от водки, то ли от иных причин, но проснулась в них СОВЕСТЬ. Страшная, беспощадная, неутомимая и неустанная мучительница.
«Что я сделал? Что такое сделалось со мною? Где … все…?» – растерянно восклицал пьяненький Иудушка, озираясь. Аннинька со слезами обнимала его, сама прощала, и у него просила прощения.
И, надо сказать, что закончил свои дни Иудушка вполне по-человечески: посреди бесконечной мартовской ночи встал он с постели, надел халат и вышел на двор.
«На дворе выл ветер и крутилась мартовская мокрая метелица, посылая в глаза целые ливни талого снега. Но Порфирий Владимирыч шел по дороге, шагая по лужам, не чувствуя ни снега, ни ветра и только инстинктивно запахивая полы халата».
Шел он к погосту, на котором была схоронена маменька, Арина Петровна. Оттуда рано утром и прискакал верховой с известием, что в нескольких шагах от дороги найден закоченевший труп головлевского барина.
Бросились к Анниньке, но она лежала в постели в бессознательном состоянии с признаками горячки.
На этом можно бы и закончить, но осталась еще теоретическая часть.
Кто же он такой, этот отвратительный Иудушка Гловлев?
Вот мнение его родителя, Салтыкова-Щедрина: «Он был лицемер чисто русского пошиба, то есть просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он был невежествен без границ, сутяга, лгун, пустослов и в довершение всего боялся черта. Все это такие отрицательные качества, которые отнюдь не могут дать прочного материала для действительного лицемерия».
Далее прямо гениальная мысль: «Лицемерие удерживает общество от разнузданности страстей и делает последнюю привилегией лишь самого ограниченного меньшинства».
Правда, в этом случае речь идет о лицемерии «западного» или «европейского» образца.
А вот каков, по мнению автора, наш «рассейский» удел: «Мы, русские, не имеем сильно окрашенных систем воспитания. Нас не муштруют, из нас не вырабатывают будущих поборников и пропагандистов тех или других общественных основ, а просто оставляют расти, как крапива растет у забора. Поэтому среди нас очень мало лицемеров, и очень много лгунов, пустосвятов и пустословов. Мы не имеем надобности лицемерить ради каких-нибудь общественных основ, ибо никаких таких основ не знаем, и ни одна из них не прикрывает нас. Мы существуем совсем свободно, то есть прозябаем, лжем и пустословим сами по себе, без всяких основ».
Звучит эффектно, но не дает ответа на тревожащий меня вопрос: откуда взял Михаил Евграфович своего Иудушку? Прямо из жизни, что маловероятно, слишком уж рафинированный, очищенный от всего, хоть сколько-нибудь привлекательного, вышел образ. Сконструировал чисто умозрительно? Тоже маловероятно, слишком уж живой и натуральный получился человек.
Скорее всего, как это, наверное, и бывает, Иудушка – плод творческого авторского синтеза, смешавшего реальность и выдумку.
Помимо вопросов, поставленных в самом начале нашей заметки, появляются новые:
Иудушка Головлев – это типичный человек своего времени, лучше сказать, своего безвременья, этакий новый Печорин, или это все-таки некий собирательный образ, наделенный волею автора-сатирика всеми возможными нехорошими чертами?
Чем русский, насквозь изолгавшийся, человек хуже (или лучше?) европейского выхолощенного лицемера?
Можно ли считать Арину Петровну середины ее жизненного пути и Анниньку начала ее жизненного пути за положительных героинь? Хотя бы, условно? При сем прошу простить мне, в раннем детстве прочитавшему «Судьбу барабанщика», «Школу», «Как закалялась сталь» и «Повесть о настоящем человеке», неистребимую тягу к хорошему концу и положительному герою.
Надо ли нам бояться Иудушки в наше героическое время? Или он пока притаился, залег на дно и ждет своего часа?
Вы как думаете?