Если вы используете (или хотите использовать) на занятиях сенсорную интеграцию, вам нужно знать основные принципы работы по этому методу. В противном случае даже долгая терапия может не принести результатов и вызвать чувство неуспешности у вас, родителей и ребёнка.
При работе с детьми, находящимися на низком уровне функционирования, важно помнить: диагноз ≠ уровень функционирования.
«Если ты познакомился с ребёнком с аутизмом, ты познакомился с одним ребёнком с аутизмом». Дети с РАС не похожи друг на друга, каждый имеет свой уровень функционирования.
Виды вмешательств в теории сенсорной интеграции:
- прямое вмешательство (лечение), когда мы напрямую работаем в зале/ кабинете;
- модификация среды/ задачи дома и в детском учреждении (сенсорная диета или сенсорный стиль жизни);
- образование родителей и других взрослых – им мы рассказываем о сенсорике их ребёнка, даём рекомендации для дома и т.д.
Принципы вмешательства с использованием теории СИ
🔸 Фокус направлен на сенсорный опыт и способность адаптироваться к изменениям внутри и вовне тела (адаптивный ответ). Мы всегда держим в голове функциональную цель, но стараемся менять среду вокруг ребёнка, чтобы он получил максимальный сенсорный опыт, необходимый для решения функциональной задачи. Мы всегда направляем терапию на вызывание адаптивного ответа.
🔸 Мы работаем в трёхмерном пространстве с присутствием гравитации, используем подвесное оборудование.
🔸 Всегда вовлекаем ребёнка в активную игру – только при активном взаимодействии с окружающей средой ребёнок может интегрировать сенсорику.
🔸 Работаем в физически и психологически безопасной среде.
Зачем?
- Чтобы поддерживать оптимальный уровень возбуждения через взаимодействие тормозящих и организующих ощущений и модификации всего, что делает ребёнок.
- Ребёнок получает контроль над ситуацией и может изменить её (перестать играть, играть во что-то другое, получить больше или меньше ощущений).
Сенсорный опыт всегда индивидуален.
Создание сенсорного опыта
Адаптивный ответ – это эффективная реакция или взаимодействие с окружающей средой; соматомоторная реакция в контексте СИ.
Характеристики:
- уровень трудности задачи соответствует способностям ребёнка,
- вызывает дальнейший рост и удовлетворение,
- использует и организует сенсорную информацию.
Для чего?
- оптимизирует уровень возбуждения,
- улучшает осанку и окулярный контроль,
- улучшает организацию поведения и праксис,
- поддерживает процессы высшего уровня.
Адаптивный ответ может быть физическим, социальным, когнитивным. Он должен быть эффективной реакцией на какое-то происшествие в окружающей среде. Чтобы он произошел, уровень задачи всегда должен соответствовать способностям ребёнка и быть в зоне его ближайшего развития – тогда мы увидим дальнейший рост, эмоциональное удовлетворение.
Адаптивный ответ помогает сенсорной организации перейти на следующий уровень.
Роль терапевта на занятии:
✅ решение, над чем работать сначала;
✅ быть начеку:
- наблюдать,
- интерпретировать реакции, выдвигать гипотезы, проверять их,
- оценивать адаптивность реакций,
- применять критическое мышление;
✅ терапия, основанная на взаимоотношениях: доверие и совместное принятие решений;
✅ индивидуальный подход к каждой сессии;
✅ баланс свободы и структуры действий: важно понимать, что терапевт контролирует ситуацию, но ребёнок должен чувствовать, что сам контролирует;
✅ сделать так, чтобы ребёнок испытывал заслуженный успех.
Таким образом, метод сенсорной интеграции нет имеет единых рецептов, программ, комплексов упражнений. Но есть общие принципы, которые подходят для работы с детьми с любыми трудностями. Главное – идти от ребёнка и подстраивать свои действия под уровень, на котором он находится.
ПРИСОДИНИТЬСЯ К КАНАЛУ ПО СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Материал подготовлен на основании лекции «Принципы работы с детьми, находящимися на низком уровне функционирования» Анастасии Иваненко – руководителя клиники KidLink Therapy, эрготерапевта, сертифицированного специалиста по сенсорной интеграции, члена Американской ассоциации эрготерапии.