Желание российских компаний строить заводы на чужой территории уже отпало, но десятки лет назад это было в тренде. Стремление обеспечить чужую экономику доходами и налогами являлось настолько сильным, что не было отбоя от заявок. Такой подход обеспечивал европейскую промышленность рабочими местами и щедрыми налоговыми отчислениями и давал стабильную, но небольшую прибыль самой России.
Однако потом стало понятно, что такая схема выгодна больше Европе и после того, как стал происходить отъём российской собственности, владельцы таких заводов вдруг поняли свою ошибку. Вложить миллиарды на строительство экономической инфраструктуры за рубежом и всё потерять - это ли образец коммерческой деятельности? Мало того, за рубежом появлялся даже некий рычаг влияния на российскую экономику.
Но не нужно сильно расстраиваться, ведь раньше никто не рассчитывал на изменение политической конъюнктуры, да и сама Европа была настроена на длительную кооперацию. Получая российские ресурсы, там надеялись на долгосрочную перспективу в извлечении финансовой прибыли, но внешнее вмешательство сводит это сотрудничество к нулю.
Болгария была одним из выгодополучателей инвестиционных решений со стороны российских компаний и не надо думать, что "Лукойл" построил там всё на пустом месте, сотрудничество по нефтепереработке велось ещё при СССР с 1963 года и поток очередных вложений начался с 1999 года. Другие иностранные компании тоже давали немного денег, но основная выгода здесь доставалась вовсе не России, хотя выгода безусловно была, предприятие не было убыточным.
Сегодня "Лукойл Нефтохим Бургас" перерабатывает около 7 млн. тонн нефти в год и является главным на Балканах и основным производителем топлива в Болгарии. На внутренний рынок там приходится половина всего произведенного топлива, остальное расходится по другим заинтересованным странам. Но теперь в Европе видимо решили вытеснить российскую компанию из Болгарии, ведь она уже всё сделала и всё построила, классная схема, правда?
Сегодня если Вы на совете директоров предложите вложить туда ещё денег, то на Вас посмотрят с нескрываемым раздражением, ведь данный завод не может отгружать продукцию из-за того, что еврокомиссары не позволяют и предприятие несёт убытки, которые как раз в основном приходятся на российские плечи.
Болгария покупает половину произведённого заводом топлива со скидкой и перепродаёт на своём рынке по европейской стоимости, а вторая половина готовой продукции не может покинуть территорию завода и пылится на складах, точнее в ёмкостях. В Европе таким образом показывают свою "надёжность" в торгово-экономическом сотрудничестве.
Одно время в России даже хотели построить Болгарии терминал и сделать газовым еврохабом в проекте СП-2, но потом решили "осчастливить" Германию. И где теперь эти инвестиции, где теперь эти деньги? "Газпром" такого не простит, будьте уверены.
Теперь болгарские политики просят ЕС разрешить лукойловскому предприятию вывозить продукты нефтепереработки, иначе заводу грозит остановка и тогда никто не сможет получать топливо с данного объекта. А ведь внешним заинтересантам только этого и надо, в таком случае цена на бензин и ДТ в Болгарии и остальных странах ЕС возрастёт и американские компании получат намного больше выгоды, привозя его из далека.
Когда называешь кого-то другом, разве станешь закрывать его предприятия ради собственной выгоды? Может это не дружба вовсе? В США решили провести деиндустриализацию Европы, а еврокомиссары оказывают в этом вопросе серьёзную поддержку.
В данной ситуации всё равно у России есть большие преимущества, мы можем просто вкладывать деньги не в чужую экономику, а в свою, создавать рабочие места не в Европе, а у себя, а вот у Европы найти таких добрых товарищей уже не получится. У кого ресурсы - тому всегда легче начать всё с начала, правда?
Тем более с начала начинать вовсе не нужно, уже многое сделано и скоро заработают два гигантских предприятия по переработке природного газа в СПГ, чтобы продавать в Европу не дешёвый трубопроводный газ и оплачивать его доставку, а реализовывать туда высокотехнологичное топливо. Много проектов так же по нефтепереработке.
В Европе неплохо устроились, получают российское сырье, перерабатывают его и производят продукцию с высокой добавленной стоимостью, давая работу своим индустриальным отраслям. Подобная экономическая модель явно устарела и не отвечает современным вызовам и это прекрасно понимают представители российского крупного бизнеса, которые теряют миллиарды.
Владельцы завода "Лукойл Нефтохим Бургас" считают убытки и заставить их создавать новые объекты на территории Европы уже не то что затруднительно - это просто невозможно, больше никто не станет рисковать. А как бы Вы поступили на их месте?
Гылыб Донев, который работает премьер-министром в техническом правительстве, говорит о том, что он надеется на продолжение работы данного завода в прежнем объёме, ведь в этом году от "Лукойл Нефтохим Бургас" должно поступить в их бюджет 50 млн. евро, а в следующем году они рассчитывают получить 350 млн. евро налоговых отчислений (подробнее: статья "ТАСС").
Я конечно понимаю Гылыба, он беспокоится о том, чтобы пополнялись закрома. Но давайте представим гипотетически, если там всё будет происходить как с газораспределительными и энергетическими объектами "Газпрома" в Евросоюзе, сможет ли "Лукойл" удержать свои активы? Надеюсь экспорт в ЕС для данного предприятия ограничивали не с этой целью?
В любом случае остановка нефтеперерабатывающего завода, где работает 12 тыс. сотрудников, скажется на ситуации во всём Евросоюзе и особенно на внутреннем рынке топлива в самой Болгарии. А если бы этот завод располагался на территории России, особенно рядом с нефтяными месторождениями, чтобы уменьшить расходы на доставку сырья, то ситуация бы была намного проще и прибыль наполняла уже российские закрома, а не болгарские.
Как Вы считаете, как будет работать в Болгарии лукойловский завод, если Европа откажется от российской нефти?
Уважаемые Друзья, спасибо за умные комментарии, с Вами интересно общаться. Всем крепкого здоровья и никогда не отчаивайтесь!