История компании Li Auto, одной из самых перспективных компаний-производителей электромобилей
“Те, кто думает, что целью Ли Сяна является создание компании стоимостью 100 миллиардов долларов, на порядок недооценивают его.” (с) Ван Син, основатель Meituan
Эксперты рынка электромобилей недавно предоставили отчет, согласно которому с 2011-го по 2021-й объемы продаж машин с электродвигателем выросли с 55 тыс. за год до 7 млн. Впечатляющие результаты за 10 лет. Львиная доля производства и продаж принадлежит Китаю. КНР разрабатывает, выпускает и продает в разы больше гибридов и электромобилей, чем все страны-производители вместе взятые, и занимает 51% мирового рынка. На втором месте Германия – 10,2%, а на третьем США – 9,3%. И это при условии, что на международный автомобильный рынок Поднебесная вышла сравнительно недавно, а на внутреннем личные автомобили массово появились только в 90-е, а электромобили – в середине 2000-х. Сначала прерогативой их выпуска обладали крупные автомобилестроительные концерны, но некоторое время назад заявили о себе мощные стартапы, об одном из которых – Li Auto – мы хотим рассказать.
История электромобилей в Китае
История электромобилей в Китайской Народной Республике началось недавно, в 90-х годах прошлого века, после объявления новой экономической политики страны. Сначала появилось массовое производство электрических велосипедов и мопедов, на которые был огромный спрос. Машины с электрическим двигателем китайские производители выпускали редко, успехом они не пользовались, особенно на фоне увеличивающегося производства бензиновых автомобилей и их растущей доступности.
Тем не менее, стремясь показать, что Китай идет в ногу с современными тенденциями экологичности, правительство страны поддержало автопром субсидиями. К Олимпиаде в Пекине, которая состоялась в 2008-м, на улицах 13-ти крупнейших городов появился электрический общественный транспорт и первые полностью разработанные в Поднебесной, а не скопированные с иностранных, преимущественно японских, электромобили. Сначала выпуск электрокаров освоили крупные компании, такие как BYD и SAIC, но со временем появились молодые стартапы, которые намеревались потеснить старожилов и занять свое место на стремительно растущем рынке.
Тем более, что и разработка, и покупка электромобилей поощряется правительством в виде субсидий производителям и возмещения части стоимости при приобретении машины. Новички подняли китайское производство на совершенно новый уровень качества, дизайна, комфорта и емкости батарей. Многие из них уже переросли этап стартапа и стали публичными компаниями, как Li Auto. Период пандемии 2019-2020 годов несколько замедлил рост производства, и на время Китай уступил первое место Европе, но 2021-й показал, что трудности – явление временное, и Поднебесная снова с огромным отрывом лидирует на рынке электромобилей.
Ли Сян – юность “китайского Илона Маска”
Основатель, генеральный директор Li Auto и будущая икона стиля для китайских бизнесменов родился в 1981-м году в городе Шицзячжуан, провинции Хэбэй, всего в 300 км от столицы КНР – Пекина. Его отцом был школьный учитель, а мать руководила любительской театральной труппой. Особыми успехам в школе Сян не отличался, а все свободное время просиживал дома за компьютером. Как и большинство мальчишек, он серфил в интернете, играл в игры, смотрел мультфильмы, переписывался с друзьями. Родственники и учителя надежд на юношу не возлагали, о чем ясно давали понять.
Чтобы доказать, что он чего-то стоит, в старших классах Ли написал и запустил сайт PCPop.com – агрегатор предложений по продаже электроники, бытовой техники и мобильных телефонов. Он вставал в 5 утра, чтобы первым разместить у себя самые выгодные предложения и перехватить трафик у конкурентов. В 18 лет Сян зарабатывал $14,5 тыс. в год, что намного превышало зарплату обоих родителей. Поэтому в колледж он поступать не стал, вплотную занялся своим бизнесом, которым несколько лет управлял из детской комнаты в родительском доме. Вскоре PCPop.com стал одним из ведущих порталов по продаже электроники, и в 2002-м, в возрасте 21 года, Ли переехал в Пекин.
Интернет-проекты и первые миллиарды
Молодой предприниматель арендовал офис, нанял персонал и занялся расширением дела. Он добавил к электронике раздел, посвященный товарам для автомобилей, новостям автопрома и продаже-покупке подержанных машин. В 2007-м автотема выделилась в самостоятельную платформу и компанию Autohome Inc. В PCPop.com тем временем дела пошли нехорошо, как признается сам Сян – в силу возраста и неопытности он не смог справиться ни с ростом фирмы, ни с управлением персоналом. Платформу приобрела медиакомпания SeoueMedia.
Целью Сяна стало первое место Autohome Inc. среди интернет-ресурсов для автомобилистов. И он своего добился. В 2008-м платформа занимала 90%-ю долю китайского рынка – у нее был самый обширный, удобный и подробный каталог машин, товаров и услуг. Для того, чтобы эффективнее управлять вновь выросшей компанией и не допустить повторения истории с первым стартапом, Ли пригласил на должность генерального директора выпускника Гарвардской школы бизнеса Цин Чжи.
Но, вследствие финансового кризиса и неплатежей клиентов, большую часть компании все равно пришлось продать австралийской корпорации Telstra. В 2013-м Autohome вышла на рынок ценных бумаг на Нью-Йоркской фондовой бирже и по результатам IPO была оценена в $3 млрд. Сян присоединился к своеобразному клубу “Рожденные после 80-го”, в которую входят самые многообещающие молодые бизнесмены КНР. Спустя год Ли покинул компанию миллиардером и у него уже зрели новые планы.
Переломный год
В 2014-м в жизни Сяна происходят два важных события. Во-первых, он наконец-то получил свою Tesla Model S одним из первых 12-ти китайских покупателей знаменитого автомобиля, презентацию для которых проводил лично Илон Маск. Ли и так уже задумывался о производстве электромобилей, так как верил (и сейчас верит) в то, что переход на возобновляемые источники энергии может решить экологические проблемы Земли. Он мечтал создать исключительные машины.
Во-вторых, в том же году он получил приглашение от предпринимателя Ли Бина стать соучредителем стартапа NIO – производителя электромобилей. Но после нескольких бесед с Бином Сян понял, что их представления о будущем продукте отличаются кардинально и вряд ли они смогут работать в устойчивом тандеме. Тем не менее он стал одним из первых инвесторов NIO, вложив как бизнес-ангел $15 млн.
Основание компании и первые разработки
В 2015-м Сян не без труда нашел финансирование – недавно на китайском финансовом рынке лопнул очередной пузырь. Он решил начать с недорогих городских двухместных автомобилей SEV, которые очень популярны в странах Азии: отлично лавируют в потоке, легко паркуются, батарею можно снять и поставить дома на зарядку в обычную розетку. Они очень дешевы, а чтобы ими управлять, права не нужны. Но для них не существует категории и их статус с юридической точки зрения пока туманный – по сути это не автомобили. Он назвал новую компанию Beijing Chehejia Information Technology и наладил производство в Чанчжоу пробной партии.
Но через три года, когда стало понятно, что правительство пока не собирается легализировать низкоскоростные электромобили, спрос на них упал и производство пришлось свернуть, продать интеллектуальную собственность и пресечь дальнейшие убытки. Оправившись от неудачи, Ли перешел к осуществлению плана “В” – созданию гибридного электрического внедорожника, вместимостью до 7-ми человек.
Li One
Ли Сян переименовал компанию в Li Auto и уже в декабре представил первую модель внедорожника Li One, скромно носящую фамилию владельца. Большой гибридный кроссовер был назван многими экспертами “на данный момент лучшим в мире”. Мощная машина имеет два электродвигателя на осях, батарею 41 кВт, бензиновый турбомотор на 1, 2 литра, который подзаряжает батарею. Li One может проехать на одной зарядке больше 1 тыс. км (так утверждает производитель) и разгоняется до 100 км в час за 6,5 секунд. При этом цена машины относительно не высока по сравнению с похожими моделями: как электрическими, так и бензиновыми – от $21 тыс.
К сожалению представление новой машины пришлось как раз на начало пандемии, поэтому продажи шли медленно, и за 2020-й год в Китае было продано 23 624 шт. А за все время продаж – 171 400 шт. Li One. Но инвесторы продолжали доверять компании – она прошла 9 раундов финансирования, а 30 июля 2020-го вышла на IPO и привлекла $1,1 млрд, а оценка составила $10 млрд.
Li L9
“Это полноразмерный внедорожник, которому на рынке нет равных. Ни один автопроизводитель не был так скрупулезен, как мы в разработке машины, которая удовлетворит все транспортные потребности семьи.” (с) Ли Сян
В июне этого года Li Auto представил новый продукт – внедорожник высокого класса L9 и объявила предзаказ открытым. Цена в самой простой комплектации – от $70 тыс. Для своего сегмента электромобилей цена невысокая и наверняка подстегнет конкуренцию с соперниками NIO и Xpeng. При внешнем модном, но сдержанном дизайне, модель вызвала большой интерес внутренней планировкой и электронным оснащением. Кроссовер укомплектован двумя электромоторами, турбинным двигателем объемом 1,5 л для зарядки аккумулятора, системой ИИ, которая обучается и взаимодействует с водителем, интеллектуальной системой автономного вождения.
Объем топливного бака 65 л, при среднем расходе 5,9 л на 100 км машина может проехать без дозаправки 1350 км. При большом весе L9 разгоняется до 100 км за 5,3 секунды. На презентации руководство Li Auto поделилось планами на будущее – следующей моделью, возможно, станет седан.
У Ли Сяна, который уже давно миллиардер с состоянием $5,9 млрд, далеко идущие, практически, наполеоновские планы. Он намерен к середине 2020-х потеснить местных конкурентов и завладеть 20% азиатского рынка, выйти на международный уровень и потягаться с самим Маском, большим поклонником которого является. Его компания пока не приносит прибыли, но считается очень перспективной и планирует в 2023-м году выпустить сразу 4 новые модели, которые будут оснащены системой автономного вождения самого последнего уровня.
И как тебе такое, Илон Маск? Неужели твой поклонник и, фактически, ученик, сможет тебя превзойти? На самом деле, вопрос не в этом. Дело в конкуренции и новых технологиях, которые, в конце концов, принесут пользу всему человечеству. Мы такое соперничество можем только приветствовать. Вы же хотите на Марс?
Читайте также:
- Tesla Motors. Революционеры современного автопрома
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем – установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!