История Zipline – компании-разработчика и производителя беспилотных летающих аппаратов и создателя логистической схемы доставки жизненно важных медикаментов
“Мы работаем потому, что спасаем жизни. Мы диагностируем проблемы в режиме реального времени, находим аномалии по мере их возникновения и оттачиваем алгоритмы, чтобы с каждым полетом мы становились все более успешными”.(с) Уитни Хуанг, инженер-разработчик ПО Zipline
Беспилотный летающий аппарат или “дрон” – последнее время это слово все прочнее входит в наш повседневный словарь. Небольшие летающие роботы доставляют покупки, занимаются аэрофото- и видеосъемкой, с их помощью устраивают грандиозные световые шоу и используют в гораздо менее благородных целях. Zipline предпочитает называть свой продукт не “дронами” а “зипами”. Она спасла тысячи жизней, быстро доставляя необходимые медикаменты, препараты и вакцины в самые удаленные и богом забытые уголки Земли. Сейчас компания оценивается в $3,5 млрд. А начиналось все с детского увлечения “Звездными войнами” и желания создать собственного R2D2, симпатичного робота – приятеля и помощника.
Кто придумал Zipline
“Я гораздо менее интересен, чем остальные в Zipline. Я всего лишь небольшая часть команды, которая построила всё, что вы можете увидеть, если приедете в Руанду. Я не знаю, есть ли во мне что-то настолько интересное.” (с) Келлер Ринаудо, основатель, генеральный директор Zipline
Сооснователь, генеральный директор и главный представитель Zipline скромничает – без яркой личности основателя компании сложно добиться прорыва. Келлер Ринаудо – выпускник Гарвардского университета, в который поступил, благодаря стипендии за отличную учебу. В ВУЗе он параллельно изучал экономику и биотехнологии. Одна из его студенческих работ о программировании РНК на диагностику клеточных патологий и измерение транскрипции генов “Универсальный логический вычислитель на основе РНК клеток млекопитающих” была удостоена публикации в научном журнале Nature Biotechnology.
Но больше он знаменит в Гарварде тем, что, будучи первокурсником, сумел уговорить консервативное руководство университета разрешить разместить в студенческом городке на одной из исторических (почти 400-летних) стен кампуса вопиющее развлечение – примитивную стену для занятий скалолазанием. Со многими будущими партнерами и коллегами Келлер познакомился во время тренировок. Сейчас, при поддержке энтузиастов, скалодром превратился в современный спортивный комплекс.
Покорение гор вообще занимает большое место в его жизни. После окончания университета молодой человек 2 месяца проработал в консалтинговой фирме и возненавидел в ней всё. Он уволился, арендовал “дом на колесах” и на полгода уехал в горы заниматься скалолазанием и думать о будущем. Но и тут смог отличиться – Ринаудо нашел спонсоров и стал профессиональным спортсменом. Какое-то время он входил в 10-ку лучших скалолазов США и совершал восхождения во Французских Альпах, горах Яншо в Китае и спускался в подводные Мамонтовы пещеры Кентукки. Именно в горах он решил, что никогда не будет сидеть в офисе и понял, чем хочет заниматься дальше.
При чем тут роботы?
“Люди думали, что мы сумасшедшие, когда мы начинали. К нам приходили и говорили, что это ужасная идея, что никто никогда не наденет телефон на робота. Стив Возняк купил один, пришел, пообщался с нами и рассказал, что именно так все говорили об Apple I” (с) Келлер Ринаудо, основатель, генеральный директор Zipline
Идея для стартапа была довольно простой – игрушечный маленький робот, что-то вроде движущейся подставки, которым управляют через смартфон. Ринаудо хотел сделать качественное, простое, симпатичное и в тоже время недорогое устройство, так как большинство роботизированных игрушек в то время были либо хламом, либо стоили огромных денег. Но пробиться было нелегко – в 2011-м в тренде были приложения для редактирования фото и клоны Pinterest. Келлер и двое его школьных друзей назвали проект Romotive. Ребята решили попытать счастья в нью-йоркском отделении инкубатора стартапов Techstars. Там их не приняли, но нашлось место в Сиэтле. В день демонстрации стартап был единственным в своем роде и считался аутсайдером. Его задвинули в середину презентации, не питая особых надежд на интерес инвесторов. И, как оказалось, зря.
Romotive получил небольшую сумму от партнеров TechStars и разместил презентацию на платформе Kickstarter, где за 45 дней проект собрал $117 тыс. Это позволило создать первую версию робота. Келлер рассказывал, как один из первых инвесторов пришел к ним в офис в Лас-Вегасе. “Офис” – громко сказано, это была квартира. Склад и производство разместились тут же. Бизнесмен привел с собой 9-летнего сына и, пока старшие разговаривали, ему дали поиграть с Romo. Пришлось подарить – мальчик не хотел расставаться с игрушкой. Тогда отец сказал: “Вы можете говорить хоть на клингонском, но когда я вижу, что мой сын так увлечен, я не могу не инвестировать.”
В 2012-м Kickstarter помог стартапу суммой в $170 тыс. всего за месяц. Частные инвесторы, среди которых бизнес-ангелы: Тони Се, Дэвид Коэн и Дэвид Тиш, топ-менеджеры Microsoft и Nokia, внесли в проект за все время существования еще $7 млн. При всей примитивности, гаджет приводил в восторг взрослых и детей. У Romo милая “мордашка”, он распознает лица и по-разному реагирует на разных людей, ездит по полу, танцует, пугается незнакомцев, может повторить ваше движение головы, грустит в одиночестве, хихикает, когда его щекочут. Такой вот домашний питомец – робот по цене всего $150. Даже Рид Хоффман, основатель Linkedin, не удержался и заказал две штуки. Для себя и для сына.
В какой-то степени Romo был прообразом игрушек будущего – способных развиваться. Посыпались заказы, Ринаудо и партнеры встречались с представителями Mattel, Disney, Apple и заключили договоры поставки с самыми крупными сетями магазинов игрушек в стране. Келлер даже бросил аспирантуру в бизнес-школе Гарварда, чтобы полностью сосредоточиться на Romotive. Но в 2014-м произошел неожиданный поворот.
Беспилотники вместо игрушек
"Почти шесть миллионов детей умирают каждый год из-за отсутствия доступа к основным медицинским препаратам. Когда мы услышали это, особенно в мире с таким богатством, как у нас, нам показалось совершенно безумным, что никто не применил технологии, чтобы решить эту проблему раз и навсегда".(с) Келлер Ринаудо, основатель, генеральный директор Zipline
На то, как в дальнейшем развивались события, повлияло несколько фактов. Во-первых, Ринаудо начал сомневаться в долгосрочной перспективе производства игрушек, во-вторых, у партнеров появились первые большие деньги и они начали задумываться о смене направления работы. Оставалось найти нужную область. Толчком послужила поездка Келлера и его друга по Гарварду Уилла Хецлера в Танзанию.
В Африке они познакомились с ученым Зэкари Мтема. Он проводил исследование – с помощью специального приложения собирал данные о случаях заражения бешенством, других инфекционных заболеваниях, осложнениях и летальных исходах, произошедших из-за отсутствия донорской крови или необходимых вакцин и лекарств, из самых дальних сельских медицинских пунктов и больниц. Статистика была ужасающей.
Вернувшись домой, Хецлер и Ринаудо начали обдумывать возможные способы доставки медикаментов в места, куда сложно и долго добираться наземным транспортом, а обычным воздушным еще труднее. Тогда им пришла в голову мысль – беспилотники. Они недорогие, легкие, маневренные, быстрые и могут перевозить грузы. Друзья поделились идеей с робототехником Кенноном Вийробеком и решили, что на базе Romotive можно построить компанию, производящую дроны.
Новая компания получила название Zipline. Так в Альпах называют веревочные спуски с гор. Таким способом передавали продукты и могли передвигаться люди – это гораздо быстрее, чем идти пешком или по мостам. Удалось убедить инвесторов, что новое направление гораздо выгоднее и имеет гораздо больше возможностей к масштабированию, чем разработка игрушек. Полигоном для испытаний стало пустующее ранчо в Калифорнии, а штабом стартапа – двухкомнатный трейлер-офис, переезжающий по территории с места на место.
Что представляет собой зип
Поначалу Zipline частично покупал комплектующие, но со временем полностью перешел на собственное производство, программное обеспечение тоже создается внутри компании, всё своё: бортовой компьютер, общая система авионики, система наведения и управления полетом, дизайн, архитектура дронов и проектирование центров распределения и ремонта. Исключая субподрядчиков из цепочки, компания становится очень гибкой: мгновенно принимает решения и исправляет ошибки. Внешне беспилотник скорее похож на небольшой планер, чем на квадрокоптер. Дальность полета зипа – 150 км, он оснащен системой GPS, которая определяет его местоположение с точностью в несколько см, отсек вмещает 1,5 кг груза, создатели утверждают, что он гораздо устойчивее к погодным условиям, чем обычный БПЛА.
Как работает логистика
Врачи из отдаленных регионов связываются с распределительным центром Zipline и передают заявку, сотрудники упаковывают его в посылку, кладут в багажный отсек зипа и отправляют заказчикам. С момента, как беспилотник покидает склад, он действует по программе: летит на место, отправляет сообщения о времени прибытия, зависает на высоте примерно 9-ти метров, открывает багажник и груз на небольшом парашюте спускается на порог медпункта. Опытный получатель может сам ее поймать – точность доставки очень высока. Дрон разворачивается в воздухе и возвращается на базу. Естественно, все маршруты и координаты определены специалистами заранее. Правда, бывают сложности – пациентам так нравится наблюдать за работой зипа, что они вскакивают с кроватей и подбегают к окнам, а это мешает лечению.
Почему Африка?
“Около 30% доставок, которые мы осуществляем – ситуация экстренных родов, когда необходимые лекарства отсутствуют в больнице. Мы должны действовать быстро и иметь возможность полагаться на все различные виды данных, чтобы предсказывать сбои до того, как они произойдут, чтобы мы могли гарантировать действительно, действительно высокий уровень обслуживания людям, жизнь которых в буквальном смысле зависит от нас.” (с) Келлер Ринаудо, основатель, генеральный директор Zipline
К 2016-му году у Zipline было готово и испытано 150 зипов. В феврале стартап заключил договор с правительством Руанды о постройке распределительного центра и организации доставки медикаментов в сельские больницы страны. Первый вопрос, который задавали предпринимателям, почему Восточная Африка? Почему Руанда, маленькая страна, известная лишь страшным геноцидом 94-го, когда за три месяца на территории меньше площади Томской области или Бурятии погиб 1 млн человек, и с крайней бедностью населения? Почему бы не работать в Америке, тут тоже есть отдаленные места, нуждающиеся в лекарствах?
Свой поступок Келлер Ринаудо объясняет просто:
- после геноцида прошло 25 лет, сменилось правительство, начались реформы и оно привлекает инвесторов;
- правительство страны принимает быстрые решения и вносит изменения в законы – оно активно помогало Zipline составлять карты и маршруты;
- страна не боится вводить новшества – в США полеты БПЛА сильно ограничены, а доставка лекарств и СИЗов на тот момент была запрещена законом;
- 85% дорог в Руанде – грунтовые и в сезон муссонов 90% из них становятся непроходимыми;
- компания, вложившая в экономику страны $10 млн, навсегда освобождается от подоходного налога.
В октябре 2016-го первый дрон лично запустил президент Кагаме. Станция распределения и база дронов открылась в центральном районе Руанды. Она охватывает зону радиусом 75 км и покрывает примерно 18 тыс. кв. км – больше половины площади страны. Время доставки в любое место – 30 минут. В 2017-м открылся второй логистический центр на востоке страны и смог обеспечивать все медицинские пункты. Большая часть персонала – местные жители, среди которых набирают не только служащих, но и инженеров. Некоторые потом продолжают образование в Стэнфорде – Zipline помогает.
За 6 лет работы в Руанде и Гане планеры Zipline налетали 48 млн км, доставили 424 тыс. посылок, 4,1 млн единиц товара и обслужили 25 млн человек. Проект Zipline гуманитарный, но не благотворительный. Правительство страны оплачивает каждую доставку и через 2 года после начала работы компания начала окупать себя, а потом приносить прибыль. На протяжении всего времени работы она прошла несколько раундов финансирования на общую сумму $489 млн. На данный момент Zipline – единственная полноценно функционирующая компания, обеспечивающая доставку грузов с помощью БПЛА. В конце 2022-го планируется выход фирмы на рынок ценных бумаг. Эксперты считают, что после IPO ее оценка вырастет до $10 млрд (при нынешних $3,5 млрд).
А как же США?
“Многие зациклены на опасности беспилотников. Но все, что действительно волнует наших клиентов – будет ли что-то доставлено из пункта А в пункт Б достаточно быстро, чтобы спасти жизнь. Мы могли бы использовать волшебных драконов, насколько это возможно, пока работа выполняется, подойдут и они.” (с) Келлер Ринаудо, основатель, генеральный директор Zipline
Отношение к бизнесу доставки лекарств в США до 2019-го было неоднозначным. С одной стороны, Келлер, выступая на конференциях, постоянно получал отзывы медиков, особенно сельских, которые хотели бы пользоваться услугами беспилотной доставки. Ему приходило множество электронных писем с вопросами и бизнесмен уже устал объяснять, почему это практически невозможно. Но 2019-й год изменил все. В 2020-м Zipline вышел на американский рынок и начал работу в Северной Каролине – доставлял вакцины, в том же году стартап заключил контракт с Walmart на доставку СИЗов и товаров для здоровья в Арканзасе. Как это удалось?
Федеральный департамент гражданской авиации предоставил Zipline право эксплуатации дронов без надлежащей сертификации. А в июне 2022-го компания получила лицензию перевозчика, который разрешил осуществлять коммерческие доставки беспилотниками на дальние расстояния. В октябре этого года 5 медицинских зипов начали работать в штате Юта и был открыт распределительный хаб. В течении следующих пяти лет компания планирует охватить 90% домохозяйств района.
Планы на будущее
“Мы на собственном кейсе увидели, какое влияние может оказать мгновенная логистика на то, чтобы важные, жизненно важные продукты стали доступны в любой момент.” (с) Келлер Ринаудо, основатель, генеральный директор Zipline
Конечно, планы амбициозной компании не ограничиваются штатом Юта. В перспективе – за три года построить на территории страны 20 логистических центров и охватить 80% жителей. Келлер утверждает, что могли бы уложиться и в 6-8 месяцев, но бюрократия… В 2020-м компания заключила договор с Toyota Tsusho и начала поставки медикаментов в малодоступные горные деревни. В планах: 10 центров в штате Махараштра, в Индии, три центра на Филиппинах, 3 центра в Нигерии (один уже открыт), четыре центра в Кот-д’Ивуаре, центр в Кении. Грандиозные планы.
“Во всем мире растет ощущение, что технологии не приносят пользы подавляющему большинству простых людей. Старая общепринятая мудрость заключалась в том, что создание успешной технологической компании требует использования персональных данных или захвата внимания. Zipline хочет создать новую модель успеха, показав миру, что правильная технологическая компания с правильной миссией и лучшей командой может по-настоящему, делами помочь улучшить жизнь каждого человека на планете.” (с) Келлер Ринаудо, основатель, генеральный директор Zipline
Читайте также:
- Lyft – “друг у которого есть машина”
- Rocket Lab – от мечты к орбите
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще!