Сегодня, 5 декабря исполняется 161 год со дня рождения художника Константина Коровина. И сегодняшнюю статью мы решили посвятить этому великому русскому живописцу.
"Он умел видеть красиво", - писали про Константина Коровина. А сам он через свои работы всегда искренне делился счастьем и красотой.
"Не надо нести усталость и весь пот труда в ваше произведение, так как это будет не искусство, а его трудность". К. Коровин
Он считал, что живопись должна дарить радость богатством красок, а не удручать, ведь жизнь и так трудна. И художнику это прекрасно удавалось! На холсте он мог передать то, что на первый взгляд передать невозможно - легкое дуновение ветра, искрящиеся отсветы на морской глади, дрожание жаркого полуденного воздуха... Передать настроение. Его картины по-настоящему живут.
Однако при жизни его работы были поняты далеко не всеми, но несмотря ни на что, он продолжал писать в своем излюбленном стиле - импрессионизме.
Детство
Родился художник в 1861 году в Москве в весьма состоятельной семье. Его дед, Михаил Коровин был купцом, в его распоряжении находился целый почтовый тракт. Мать Константина Аполлинария была дворянкой. Со временем материальное положение Коровиных начало ухудшаться - отцу мальчика Алексею было чуждо предпринимательство, да и деятельность деда пошла на спад - в России стали появляться железные дороги. После смерти деда семья продала дом и перебралась в Мытищи (тогда еще деревню). В отличие от родителей, маленький Костя не замечал проблем. Он наслаждался красотой сельских ландшафтов, и как раз в это время начал подмечать очарование природы.
"Земное окружение, леса, цветы, реки наши и озера, одним словом - природа, созерцание ее - было самым существенным в моем детстве, и осталось самым дорогим и родным сердцу на всю жизнь. Природа захватывала всего меня, с головой, с сердцем и душою, давала настроение..." - вспоминал потом Коровин.
Мальчик рос робким и задумчивым. Его с детства окружала атмосфера творчества - и отец, и мать рисовали. Мать любила музыку, играла на арфе.
"Я любил смотреть, когда у матери моей на столе лежали коробочки с разными красками. Такие хорошенькие коробочки и печатные краски, разноцветные. И она, разводя их на тарелке, кистью рисовала в альбом такие хорошенькие картинки — зиму, море, — такие, что я улетал куда-то в райские края. Отец мой тоже рисовал карандашом. Очень хорошо, говорили все — и Каменев, и Прянишников. Но мне больше нравилось, как рисовала мать". Из воспоминаний художника.
Отец Кости наверняка пытался наладить финансовое состояние своей семьи, но ничего не получалось. Ситуация обернулась хуже, чем можно было себе представить - Алексей Михайлович покончил с собой. Эта трагедия оставила на душе Кости неизгладимый след на всю его жизнь. Приступы депрессии, накрывающие шутника и весельчака Коровина, были отзвуком именно этого потрясения.
Студенческие годы
Старший брат Сергей также был художником, и по его стопам Костя в 1875 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Помог ему в этом художник Илларион Прянишников, друг семьи Коровиных. Архитектура, однако, так и не завлекла мечтательного юношу и спустя год он перевелся на живописное отделение, где учился брат Сергей.
Коровин, надо сказать, обладал редкостным обаянием. Он буквально влюблял в себя окружающих, был великолепным рассказчиком. Балагур и выдумщик, Коровин, не мог долго таить обид в душе, избегал всячески конфликтов. "Костя", "Костенька" называли его и почти никогда "Константином".
В училище его товарищами стали Левитан, Архипов, Нестеров, Светославский и другие. Их многое объединяло - ровесники, приехавшие из разных уголков страны, жили бедно и очень ценили дружбу. И конечно самое главное - все они неимоверно любили живопись. Особенно Коровин сдружился с Левитаном, характером они были абсолютно разные, но обоих объединяла любовь к родной природе.
Преподавали тогда в училище великолепные художники - Перов, Саврасов, Сорокин... Особенно нравился Коровину преподаватель Саврасов.
"Саврасов, этот был отдельно" , - писал Коровин.
Богатырского телосложения, умный, добрый, профессионал своего дела, он объяснял, что художнику, в первую очередь нужно быть влюбленным в природу и если этой любви нет, то и не стоит быть художником. Его мастерская была, можно сказать, самым вольным местом в училище. Но, к сожалению, Алексею Кондратьевичу пришлось покинуть учебное заведение - он был болен и сильно пил. Огорченный этим обстоятельством Коровин переводится в питерскую Академию художеств.
Однако академизм был ему не по душе и он вернулся. К счастью, в училище уже к тому времени преподавал Василий Поленов. Он оказал на начинающего художника большое влияние наравне с Саврасовым. К слову, Коровин наряду с Левитаном и другими студентами, выпустился из училища неклассным художником, как ни заступался за них Поленов. Слишком неформальным был их стиль.
Поленов первым стал вкладывать в понятие "этюд" нечто новаторское. Это был новый способ изобразить нечто неуловимое, какое-то мгновение, недосказанность, незавершенность. Именно в таком стиле написаны почти все картины Коровина. Сам Коровин часто проводил параллели между живописью, особенно пейзажной, и музыкой.
"Пейзаж... должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, но это так похоже на музыку", - писал художник.
Коровин очень любил и Перова, но его обличающие сюжеты были ему не по душе. " Как грустна его лира!" - восклицал Коровин.
Бытовало мнение, будто Коровин имел несерьезный подход к работе, все то у него так точно и быстро получалось! Хотя это не совсем так. Просто он работал быстрее других, так как он все схватывал на лету, проявлял упорство. Коровин всегда стремился добиться естественности красок, создавать картину сразу цветом. Так как учил Поленов. Коровин понял, что импрессионизм его стиль очень рано. Его характер, веселый нрав, чувствительная натура, артистичность, непостоянность... Он будто олицетворял собой этот стиль!
Его "Портрет хористки" прозвали "первой ласточкой русского импрессионизма". В своих воспоминаниях художник пишет, что когда Савва Мамонтов показал эту картину Репину, пошутив, что это работа некоего испанца, тот поверил:
"...да, – сказал Репин, посмотрев мой этюд. Испанец! Это видно. Смело, сочно пишет. Прекрасно. Но только это живопись для живописи. Испанец, правда, с темпераментом…
Савва Иванович смеялся, смотря на меня, потом сказал:
– Но послушай, а если это не испанец, а русский, тогда как?
– Как русский? Нет, это не русский…
– Вон он испанец! – сказал Савва Иванович, указывая на меня. – Чего вам ещё? Тоже брюнет, чем не испанец?..
И Савва Иванович, обняв меня, захохотал. Васнецов, подойдя, сказал:
– Разыграл нас Савва. Нет, это правда написали вы?
– Да, говорю. – Это я".
Его талант признавали все, а вот стиль написания критиковали, не было принято так писать в то время. Тому, старшему поколению не по душе была эта новая свободная манера, эти вольные мазки, красочные пятна... Коровина иногда сравнивали с Мусоргским - его новаторская музыка так же не нравилась современникам. Когда же в 1887 г. Коровин побывал Франции и увидел работы импрессионистов своими глазами, он сказал:
«У них нашёл я всё то самое, за что так ругали меня дома, в Москве…»
Поленовские вечера и работа с Мамонтовым
Ученики Поленова, в том числе Левитан, Нестеров и Коровин часто работали у него дома, Костю же Поленов отмечал как самого талантливого, внимательно наблюдая за его развитием.
"Семья Поленовых была для меня оазисом, куда я стремился чтобы уйти от тягот жизни", - говорил Коровин
Так называемые "Поленовские вечера" проходили в особой атмосфере. Все предавались искусству, разговорам о высоком, пробовали разные техники. В семье Поленовых все были близки к живописи. В это время Коровиным была написана картина "Северная идиллия".
Все таки Коровину больше удавалось писать с натуры, сюжеты же взятые из головы выходили у него не столь удачными. Не хватало в них той естественности и свежести, которыми были наделены его пейзажи.
Чуть позже он написал "Настурции", "В лодке", "За чайным столом" и "Осень. Аллея в Жуковке".
Судьбоносная встреча Коровина с Саввой Мамонтовым произошла благодаря Поленову. Вскоре молодой живописец стал членом Абрамцевского кружка, куда входили талантливые писатели, художники и музыканты тех лет.
В конце 1888 года Коровин с Мамонтовым отправляются за границу, и вдохновленный атмосферой Испании, он пишет работу «У балкона. Испанки Леонора и Ампара».
Ее приняли на 17-ю выставку "передвижников", которую организовывал, в том числе и Поленов. В это время Коровин начал плотно сотрудничать с Мамонтовым, работая над декорациями к постановкам в его Частной опере. Работа поглотила его с головой и он постепенно отошел от поленовских посиделок. Как это было похоже на увлекающегося Коровина! Поленов волновался за него, сетуя на то, что Косте надо еще учиться и учиться, чтобы из-под его кисти "выходили настоящие чудеса живописи".
А уже в 1891 году его полотно "Осенью" попало на 19-ю Передвижную выставку. Похоже, Коровин прислушался к своему преподавателю и вернулся к живописи.
В России картины Коровина выставлялись на выставках "мирискусников" и Союза русских художников. Коровин, кстати, не очень любил портретную живопись, куда больше ему был по душе пейзаж. Одним из первых портретов художника стал "Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович", подруги Мамонтова и певицы его оперы.
Коровина и Мамонтова объединяла любовь к искусству, и несмотря на 20-ти летнюю разницу в возрасте, крепкая дружба. Мамонтов, известный покровитель художников, открыл для Коровина Абрамцевский кружок, работу оформителем в его опере, поездки и далекие путешествия за границу, дружбу с Шаляпиным.
Над предложением Мамонтова стать декоратором он раздумывал, сомневался, незнакомое это для него было дело. В итоге Коровин согласился и ни разу об этом не пожалел. У них с Мамонтовым было схожее видение, им обоим хотелось чтобы театральная атмосфера была праздничной. До Коровина декорации были более примитивные и простые. Он не только делал декорации к балетам, операм и драматическим спектаклям, но еще и создавал эскизы костюмов. Его работы украшали постановки в Мариинском театре в Петербурге, Большой театр в Москве, театр Ла Скала в Милане, парижский театр Гранд-Опера. Он часто оформлял спектакли к выступлениям Шаляпина.
Работа над декорациями поистине затянула художника, и, заметя это, Поленов в 1900 году рекомендует Коровина в императорские театры. Жизнь кипела, оформление спектаклей приносило хорошую прибыль, а живописью он занимался в свободное время. Декорациями он будет заниматься теперь до конца жизни.
Крепкая дружба
"Коров и Серовин", так называли друзей Валентина Серова и Константина Коровина. Они познакомились в 1884-1886 годах в Школе Живописи, часто пересекались в доме Мамонтова. Дружба их длилась больше 20-ти лет и оборвалась лишь со смертью Серова. Эти двое, на первый взгляд, были полными противоположностями - размеренный и молчаливый Серов и веселый разговорчивый Коровин. Они были разными по характеру, образу жизни, даже по стилю одежды, но невероятно сильнó было их взаимопонимание. Оба любили охоту и рыбалку, оба преподавали, а Серов, несмотря на свой угрюмый вид, имел прекрасное чувство юмора.
Но что стоило Коровину быть таким непринужденно веселым? Ведь жизнь его была не так легка и непосредственна. Он никогда не показывал то, что творилось у него в душе, не любил рассказывать о своих невзгодах и жаловаться на судьбу. Один лишь Серов мог это знать, только с ним он мог делиться. Гибель отца, смерть первенца в младенчестве, в чем он будет винить себя всю жизнь, неудавшийся брак, трагедия, произошедшая с сыном Алексеем (он попал под трамвай и ему отрезало стопу), депрессии и попытки Алексея добровольно уйти из жизни...
Серов и Коровин вместе путешествовали и даже имели общую мастерскую, где вместе трудились и чуть ли не жили, вдвоем работали над внутренней отделкой церкви в Абрамцеве.
Своим талантом Коровин оказал влияние на многих художников, в том числе и на Серова, это прослеживается в некоторых его работах.
Врубель, давний друг Серова, вскоре присоединился к ним и в мастерской они работали уже втроем.
«Эти три художника - Коровин, Серов и Врубель - были друзьями, вместе прокладывали новые пути. Интересно проследить жизнь всех трех художников на их творчестве. Серов получил здесь больше всего для своей живописи. Он находился под влиянием Коровина. Будучи талантливым рисовальщиком и человеком редкой трудоспособности и упорства, он старался освоить живописную насыщенность и пышность коровинских колоритов. Достигнуть этого он никогда не мог, так как был человеком совсем иного жизнечувствования, но все же живопись его стала сильнее.
Напротив, Врубель ничего не мог заимствовать у Коровина, так же как и Коровин у Врубеля. Это были мощные художественные индивидуальности, и каждая шла своим путем», - Борис Вышеславцев, философ, знакомый Коровина.
Примерно в это же время Коровин сдружился и с Федором Шаляпиным (об их дружбе на нашем канале есть подробная статья, ссылку оставим внизу). Их дружба была не менее крепка, оба были людьми искусства, оба любили жизнь и имели задорный нрав.
Путешествия Коровина
Савва Мамонтов, желавший открыть Север русскому обществу, организовал туда поездку, к которой привлек своих любимцев Коровина и Серова. Коровин был невероятно восхищен северными широтами.
«Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, подумай, и какая красота!..Тоша, я бы хотел остаться здесь навсегда».- говорил Коровин Серову.
Они проехали маршрут от Вологды до Архангельска и от Архангельска до Норвегии по Белому морю, побывали даже на Новой Земле. Эта отчужденная холодная красота манила их, северное сияние, нетронутые леса, поморские избы. Впечатленный северными мотивами Коровин пишет картины, в которых он виртуозно работает с оттенками серого.
Эта поездка так зацепила художника, что заметивший это Савва Мамонтов заказал у него проектирование павильона Крайний Север для Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. А на всемирной выставке в Париже 1900 года Коровин спроектировал здание Кустарного отдела уже в чисто русском стиле с резным декором.
Коровин с энтузиазмом взялся за дело. Он спроектировал павильон с высокой крышей на манер северных домов, обшил его досками, разместил свои прекрасные панно с пейзажами. Так же в дело шли шкуры белых медведей, чучела чаек и гагар, связки сушеной рыбы. Он буквально воссоздал атмосферу Севера.
«Северный павильон с Константиновыми фресками чуть не самый живой и талантливый на выставке», - делился своим мнением Поленов.
Полюбил Коровин и Крым - здешняя природа манила его, особенно ему нравился Гурзуф, куда он приезжал много раз. Это место придавало ему сил, и после трагедии, произошедшей с сыном Алексеем он подолгу бывал здесь. Тут художник отстроил свою дачу по собственному проекту. Но после революции 1917 года Коровин больше не приезжал в свое любимое место. В советские годы дача использовалась как база отдыха, а с 1947 года стала Домом творчества Художественного фонда.
Очень большое влияние на работу Коровина произвел Париж, на его картинах он выглядит особенным. Больше всего его вдохновлял вечерний Париж, его огни, наводнившие улицы толпы. Коровин приехал во Францию в конце 1892 года. Во время этой поездки художник активно изучал французское искусство, увлекся символизмом. А в 1900-м году он удостоится международной премии на Парижской Всемирной выставке за оформление Русского отдела.
Увлеченный Коровин
Коровин был человеком очень разносторонним, увлекающимся, его привлекало искусство. Но две самых главных его страсти были живопись и рыбная ловля.
Он был не только блестящим декоратором и художником, но и писателем. У Коровина множество интересных рассказов, воспоминаний. А еще он писал стихи и играл в любительских спектаклях. И даже после того, как художник был вынужден полностью отказаться от написания картин из-за ухудшения зрения, он продолжал писать рассказы.
Последние годы
Революционные перемены коснулись, в том числе и Коровина. Ему была чужда политика, он хотел и дальше быть художником. В его переписке с Шаляпиным все чаще прослеживаются грустные нотки. В послереволюционной России он состоял в Комиссии по охране памятников искусства и старины и продолжал трудиться в театре и заниматься живописью.
Но нужда и плохое здоровье его, сына и жены вынудили художника эмигрировать в Париж. Он до последнего не хотел уезжать, очень любил свою родину и всегда тосковал по ней во время долгих путешествий. Во Франции он пишет картины с чисто русскими мотивами, скучая по России.
Шаляпин помогает другу и договаривается о месте художника-декоратора в Парижскую Русскую оперу. Жилось тяжело, работа изматывала, а платили ничтожно мало. В это время во Франции импрессионизм уже был перевернутой страницей и картины Коровина были не востребованы. Он продавал их за бесценок, издавал мемуары. Очень обижался, когда в газетах его называли эмигрантом. С Шаляпиным их пути в эмиграции потихоньку разошлись. Их положение в обществе стало разным, чувствовалось отчуждение. А Коровин с присущей ему некоторой мнительностью не хотел лишний раз обращаться к другу. Однако несмотря ни на что, друзья все же искренне любили друг друга. Коровин стал очень одиноким здесь, на чужбине, он часто предавался воспоминаниям о былом, ностальгировал.
Скончался Константин Алексеевич Коровин в 1939 году. Похоронен на Бийанкурском кладбище. А в 1950 году на средства, собранные русскими парижанами, Коровин и его жена были перезахоронены на православное кладбище в Сент-Женевьев-де Буа.
И как точно заметил приятель Коровина художник Переплетчиков:
" ...В искусстве: кто очень ново начинает понимать дело, все силы того уходят на открытие идеи, и он зачастую гибнет… Другие с более слабой инициативой проходят по мосту и двигаются вперед. Боюсь, что К. Коровин – мост. У него очень многое ново и оригинально..." -
Воспитанниками Коровина стали многие известные живописцы. Константин Коровин опередил русское искусство и вывел его на новый уровень, не побоялся осуждений и критики. Его картины - это отражение его самого. Его картины словно праздник, они поют и ликуют. Живопись Константина Коровина удивительна! Это тонко подобранная цветовая гамма, передающая легкий, едва уловимый образ. Это настроение, сотканное из игры света, тени и бликов.
Как и обещали, оставляем ссылку на статью о дружбе Коровина и Шаляпина:
Высокий бас с русским импрессионизмом. Коровин и Шаляпин - дружба двух талантов
Друзья, ваши подписка и лайки помогают развитию этого канала! Вас ждет еще больше интересных материалов!
А пока готовятся следующие статьи, почитайте уже опубликованные:
Толкин - иллюстратор...а вы знали?
Мир Кристины глазами Эндрю Уайета
История слепого скульптора Лины По
художники #живопись #искусство