Найти в Дзене
Педсовет

Пять педагогических правил Григория Остера

Оглавление
Фотографии: Unsplash/Wikimedia Commons. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Фотографии: Unsplash/Wikimedia Commons. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

27 ноября свое 75-летие отмечает  автор знаменитых «Вредных советов», а также «энциклопедий»  для детей  «Домашние и одичавшие взрослые», «Дикие и прирученные взрослые» и «Папамамология» Григорий Остер. По словам писателя, эти книги основаны на его собственном опыте родительства, ведь он — отец пятерых детей. И хотя Григорий Остер говорит со своими юными и взрослыми читателями не языком нравоучений, а юмора и абсурдных преувеличений, его основные педагогические принципы легко читаются между строк.

1. Воспитывайте с юмором

В  своих интервью писатель называет свою педагогическую стратегию «воспитанием от противного». Она же легла в основу «Вредных советов», которые призывают детей действовать наперекор требованиям взрослых, а часто и здравому смыслу!

Если вас зовут обедать,

Гордо прячьтесь под диван

И лежите там тихонько,

Чтоб не сразу вас нашли.

А когда из-под дивана

Будут за ноги тащить,

Вырывайтесь и кусайтесь,

Не сдавайтесь без борьбы.

По мнению писателя, взрослые вполне могут взять этот метод на вооружение: через прямое указание ребенку вести себя неуместно, он получает возможность взглянуть на себя со стороны, улыбнуться и увидеть свои ошибки.

У этого приема есть и терапевтический смысл — «просмеяв» ситуацию, родитель может снять деструктивные чувства, свои и ребенка.

2. Полностью послушный ребенок — это ненормально

Быть подвижным, любознательным, мчаться «на подвиги» и даже шалить — все это заложено в природе детей. В своих стихах Григорий Бенционович напоминает родителям, что противодействовать естественному стремлению ребенка познавать мир всеми доступными ему способами — вредно, и даже опасно!

В каждом маленьком ребенке

И в мальчишке и в девчонке

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило!

Должен он бежать и прыгать

Все хватать, ногами дрыгать

А иначе он взорвется, трах-бабах!

И нет его!

(Песня из м/ф «Осторожно, обезьянки»)

3. Будьте справедливы к своим детям

По мнению писателя, взрослые часто предъявляют к детям завышенные требования, не адекватные их возрасту или способностям. Например, родители чересчур остро реагируют на промахи собственных чад и поступают несправедливо по отношению к ним.

Когда роняет чашку гость,

Не бейте гостя в лоб.

Другую чашку дайте, пусть

Он пьет спокойно чай.

Когда и эту чашку гость

Уронит со стола,

В стакан налейте чай ему,

И пусть спокойно пьет.

Когда же всю посуду гость

В квартире перебьет,

Придется сладкий чай налить

За шиворот ему.

Остер уверен, что родителям нужно быть последовательными в словах и поступках. Если взрослый говорит, что нужно быть снисходительным к недостаткам других людей, то этому постулату нужно следовать неукоснительно — независимо от того, кто перед вами: взрослый или ребенок.

4. Не используйте непродуктивные стратегии взаимодействия

В рассказе-перевертыше «Колючки на шее, дочка на крыше, бомба в кармане»  из книги «Дети и эти» дочь и родители меняются ролями. Девочка заставляет отца надеть шарф, хотя тот категорически не хочет надевать, потому что шарф «колется».

Чтобы повлиять на непослушного папу, дочь пускает в ход такие стратегии, как немотивированное уговаривание («зато не заболеешь»), шантаж и угрозы («Если сию минуту не наденешь шарф, ни в какую Ялту не поедешь»).

Такие высказывания не меняют отношение человека к тому, что ему неприятно. А еще такие угрозы, как правило, не исполняются, а значит, ставят под сомнение педагогическую состоятельность взрослого в глазах ребенка.

5. Любите, прощайте и будьте терпеливыми

В своих прозаических произведениях («Домашние и одичавшие взрослые», «Дикие и прирученные взрослые», «Папамамология», «Дети и эти») Остер замечает, что юному поколению со взрослыми бывает не менее сложно: им тоже приходится «изучать» своих родителей, разгадывая не всегда понятные действия: например, почему мама только что была ласковая и вдруг рассердилась и начала ругаться.

У детей непростая задача — познавать этот мир, а помощь взрослых, по мнению писателя, заключает в том, чтобы терпеливо относиться к ошибкам, которые совершает ребенок на этом пути:

«Если родитель хочет, чтобы из этого ребенка вырос нормальный человек, он должен обладать огромным количеством терпения и должен научиться ребенка беспрерывно прощать. Все время. Перманентно. Пока не вырастет. И тогда ребенок сам научится прощать».

Подготовила Евгения Михайлова