Ну что сказать, постмодернизм as is с небольшой толикой хоррора.
Прочитав этот мудреный кирпич, многие понимают, что это по большему счету пустышка, и я, пожалуй, даже соглашусь. Но такая пустышка несет в себе определенный художественный посыл.
Но сначала про роман. В плане формы - он шедеврален. Шедевральным и уникальным роман делают 3 вещи, с которыми вам придется буквально воевать на протяжении всех 750+ страниц:
- Повествование в виде "слоеного пирога". В центре истории - документальная (или нет!) видеопленка известного фотографа, на которой запечатлена странная аномалия, наблюдающаяся в доме, где проживает сам фотограф. Аномалия представляет собой темную версию интернет-байки под названием backrooms, а именно бесконечный лабиринт из коридоров и комнат, который не может существовать по всем законам физики. Пытливый исследовательский ум фотографа взывает к приключениям и он ступает в эти коридоры, ведя репортаж в стиле "Ведьмы из Блэр". Вторым слоем истории являются рукописи довольно начитанного и эрудированного слепого дядьки Дзампано, который в течение нескольких лет покадрово исследовал эту пленку, приходил к неким заключениям и давал свои комментарии. Третий слой - после смерти Дзампано, рукописи попадают в руки к истинному прожигателю жизни Джонни, живущему в Лос-Анджелесе и угорающему по наркотикам, бухлу и сексу. Рукопись Дзампано становится катализатором бед с башкой для Джонни и он беспорядочно начинает излагать историю своей жизни поверх двух уже имеющихся историй. Все эти навороченные слои были переданы издателю и в таком вот виде вам и предстоит ознакомиться со всеми вышеупомянутыми интересными личностями.
- Война сносок. Так как роман по сути своей представляет собой комментарии к истории, которую комментирует еще один комментатор, то будьте готовы к десяткам сносок, которые представляют собой ссылки на литературу (по большей части фейковую), откуда была взята та или иная цитата, переводы с различных языков, либо просто рассказы Джонни о своей полубезумной триповой реальности. При этом есть и сноски на сноски, которые ведут к другим сноскам, сноски ведущие в никуда, сноски, ссылающиеся на несколько мест одновременно, либо сноски, утерянные в результате умственного помрачения того или комментатора. И вот уже ненароком сам роман представляет из себя тот самый лабиринт, по которому приходится блуждать фотографу, только теперь вы заперты на страницах этой книги.
- Упоротая верстка. Начнем с того, что разные авторы выделены различными шрифтами для простоты их идентификации. Но также чем сильнее эмоциональный накал, тем круче видоизменения формата, поэтому в разных местах текст то сжимается, то расползается, перевернут, отзеркален, вывернут наизнанку, оборачивается в фигуры и подвергнут черт еще знает каким экспериментам. Квинтэссенцией сего безумства форматирования стала глава XI, где на одной странице текст написан 5-6 различными способами, мне пришлось даже фоткать страницы и отзеркаливать текст в редакторе, чтобы прочитать некоторые части этой главы (и что самое главное, результат этих действий был абсолютно бесполезным). На любителя, конечно, но мне очень доставило. Собственно, это главная причина, почему книгу лучше всего читать в печатном, а не в электронном варианте, иначе откровения дизайна будут вам недоступны.
Ну а теперь о художественной ценности. Основная тема, которая проходит через весь роман, это, конечно же, доверие читателей и факт мистификации. Дело в том, что в мире романа нет однозначных утверждений, что эта пленка, вокруг которой и разворачиваются все события, действительно является документальной, а не мастерской стилизацией под "мокьютентари" от очень талантливого и креативного фотографа. Джонни же - тот еще любитель наплести с три короба и придумать пару лихих баек из своей кумарной жизни, к нему доверия тоже особо нет.
А вот Дзампано - другой разговор, очень начитанный и эрудированный, но то, как он пользуется своими знаниями, вызывает массу вопросов - цитаты ни к месту, просто чтобы были, ссылки на несуществующие материалы и мнения специалистов. Не пытался ли он придать достоверности заведомо фейковой пленке? Или верил в реальность пленки и просто бездумно выплеснул тонны своей эрудиции на страницы? Скорее он создает иллюзию того, что его графоманство - серьезный научный труд. Отсюда вытекает вторая, более тонкая тема - правильное и осознанное использование своих знаний, чтобы донести до кого-то свою мысль, иначе под тонной справочной инфы и цитат других авторов будет неприкрыто торчать собственное невежество, что будет вызывать исключительно обратную реакцию. Эдакий тонкий троллинг чтецов 100+ книг в год 1000 страниц в секунду, которые кроме чисел и галочек, ничего от книг не получают.
В итоге, получается, хоть и пустышка, но пустышка, над которой все же хочется подумать пару вечеров и разложить все по полочкам, как в книге, так и в собственной голове. Ну и формат произведения, еще раз повторюсь - нечто, любителям постмодернизма просто обязательно нужно иметь это в своей личной библиотеке.
Ставьте лукас, если понравилось и подписывайтесь, чтобы заценить больше крутых книг от известных и не очень авторов в жанре sci-fi/horror.