Найти тему
Туман истории

Тыл: Узбекская ССР в Сталинградской битве

#Статья #народы
В период Великой Отечественной войны республика, как и ряд других районов страны, стала занимать важное место в военном обеспечении фронта. Превратившись в один из мощных арсеналов армии, она давала фронту самолеты, авиационные бомбы, а также другую военную продукцию. Однако ее помощь не ограничивалась лишь этим. В силу того, что Узбекистан уже тогда являлся по многим показателям одной из крупнейших республик СССР, его значение в поддержании солдат и регионов фронта среди других среднеазиатских республик было особенно велико. Это касается как промышленного и сельскохозяйственного, так и политического, идеологического и культурного потенциала Узбекской ССР.

Флаг Узбекской ССР с 16 января 1941 по 29 августа 1952 г.
Флаг Узбекской ССР с 16 января 1941 по 29 августа 1952 г.

Осознание важности Сталинградской битвы в республике проявилось уже в 1942 году. Примером этого может служить 6 пленум ЦК КП(б) Узбекистана, на котором рассматривался вопрос «О текущем моменте и задачах парторганизации Узбекистана». На нем было отмечено:

“… отечественная война советского народа против гитлеровской Германии проходит один из самых тяжелых и опасных этапов”.

Приближение вражеских войск к Волге и т.о. к рубежам Казахстана и всей Средней Азии повлияло на повышение стратегического значения региона. В период наступления войск противников к Сталинграду перевозка стратегических грузов для Южного фронта стала проводиться, в основном, через территорию Средней Азии. Это побудило местное руководство заняться рассмотрением ряда насущных вопросов, в частности 24 сентября 1942 г. в местном ЦК было проведено совещание железнодорожного актива, связанное с вопросом улучшения работы Ташкентской железной дороги.

Важное место в оказании помощи Сталинграду играла моральная поддержка оборонявших его солдат. Нередко представителями интеллигенции, т.е. работниками культуры, искусства, литературы составлялись письма, адресованные фронтовикам. Так, осенью 1942 появилось «Письмо бойцам-узбекам от узбекского народа». Оно содержало в себе следующие строки:

Семья мала, Союз Советских Социалистических Республик велик. И каждая советская семья в сравнении с семьей наших народов подобна капле воды в море. Но как в капле воды отражается земля, небо и солнце, в семье советского человека живут все качества великой семьи нашей Родины. Каждый народ нашей страны – полноправный член единой многонациональной советской семьи.
Вольный сын и свободная дочь узбекского народа! Твой народ является детищем Советского Союза. Русский, украинец, белорус, азербайджанец, грузин, армянин, таджик, туркмен, казах и киргиз совместно с тобой в течении двадцати пяти лет днем и ночью строили наш большой дом, нашу страну, нашу культуру. Вы были вместе с ними в борьбе и труде, на празднествах и пирах!
Теперь же в дом твоего старшего брат – русского, в дом твоих братьев – белоруса и украинца – ворвался германских басмач. Он несет коричневую чуму, виселицу и кнут, голод и смерть. Но дом русского – также и твой дом, дом украинца и белоруса – также и твой дом!
Агитационный плакат с цитатой из письма
Агитационный плакат с цитатой из письма

Под ним поставили свои подписи более 2,4 млн. человек. Содержание письма в дальнешйем подтверждалось рядом подвигов как в тылу, так и на фронте. Стоит учитывать, что инициатива по оказанию помощи защитникам города, его жителям поступала не только по стороны государственных и партийных органов, но и являлась выражением воли жителей республики. Другим средством информационной, моральной поддержки боевого духа солдат из национальных окраин стало издание фронтовых газет на их языках, в том числе и на узбекском. В качестве примера можно привести «Кизил Армия», издававшуюся на Сталинградском фронте.

Одним из видных проявлений патриотизма в годы войны являлось создание общенародного фонда обороны. Еще осенью 1941 года в республике началась компания по сбору теплых вещей для военнослужащих советской армии. В целом сбор средств в рамках фонда обороны продолжался в течение всей Великой Отечественной войны. В период сражения помощь и вклады в фонд обороны также не прекращались: в течение 6 дней декабря 1942 г. колхозники и колхозницы республики собрали на строительство самолетов «Колхозник Узбекистана» 260 млн. рублей. До конца 1942 г. от трудящихся Узбекистана в него поступило более 390 тыс. рублей.

Изначально движение помощи районам, подвергшимся разорению в ходе вражеской оккупации, в Узбекской ССР зародилось в Шерабадском районе Сурхандарьинской области. Инициаторами движения выступили бригадный механик МТС Одыши Чехемов (внес в фонд обороны 10 тыс. руб.) и тракторист Рузиев (внес 15 тыс. руб.). Помощь городу оказывалась представителями разных профессий. Так, в числе комсомолок, принявших участие в восстановлении города, была Салима Ходжаева из г. Бухары. Вместе с подругами она помогала оборонявшим город солдатам тем, что занималась вязанием варежек, вышиванием полотенец и т.п. Вскоре также в Сталинградскую область поехали новоиспеченные врачи, выпускники Ташкентского медицинского института.

Один из примеров помощи фронту (в целом) со стороны Узбекской ССР
Один из примеров помощи фронту (в целом) со стороны Узбекской ССР

Важное значение в поддержке прифронтовых и разоренных войной районов часто играло комсомольское движение. Бюро ЦК ЛКСМУз в апреле 1943 г. обсудило вопрос о привлечении комсомольских организаций к участию в восстановлении Сталинграда. Было поручено до 2 мая провести во всех из них политдень, посвященный городу. Также бюро обязало послать из рядов комсомольцев республики 420 добровольцев, организовать сбор инструментов, принадлежностей для учебы и занятий.

18 мая 1942 г. первый отряд добровольцев-строителей численностью 320 человек во главе с секретарем обкома комсомола Файзуллаевым отправился в Сталинград. В дальнейшем численность уехавших возросла до 450 человек. Также в Ташкент в мае 1943 г. прибыла делегация железнодорожников из Сталинграда, в числе которой были участники боев: заместитель начальника станции Елшанки Н.Ф. Полакушин, его 17-летний сын комсомолец Юрий и путевой обходчик Алексинцев. Содействие народов страны восстановлению города показало свой эффект достаточно быстро: уже летом 1943 г. Сталинградский железный узел начал работать на полную мощность, как в довоенный период. К концу ноября того же года жители Сталинграда, потерявшие свои дома в ходе боевых действий, получили около 370 тыс. квадратных метров жилой площади.

Важное место в оказываемой Сталинграду со стороны республики поддержке играла помощь, связанная с обеспечением детей и местной системы образования. Например, коллектив артели «Иттифак» г. Коканда занялся подготовкой оборудования для детских яслей, которые были отправлены Сталинградской области в мае 1943 г. Из Самаркандской области было отправлено оборудование в неполную среднюю школу для проведения занятий по химии, физике, учебные пособия и т.д. Это лишь малые примеры помощи детям и образовательным учреждениям Сталинграда и области, инициированные со стороны жителей и правительства Узбекской ССР.

Как было указано в начале, помощь Узбекской ССР фронту и городу Сталинграду в частности во многом была более значительной, чем со стороны ряда среднеазиатских республик. Это было вызвано объектиными причинами, связанными с ее более огромным экономическим, демографическим потенциалом. Узбекский и другие народы республики оказали всевозможную поддержку стране и миру в борьбе против фашизма, наравне сдругими народами сыграв важную роль в приближении общей Победы.

Сдача хлопка государству
Сдача хлопка государству

Источники и литература:

  1. Герои Узбекистана. Народ.ру. Письмо бойцам-узбекам от узбекского народа. URL: http://geroiuzb.narod.ru/latter.htm (25.11.2022).
  2. Джураев Т. В дни Великой битвы на Волге. Ташкент: Госиздат УзССР, 1963. 96c.
  3. Джураев Т. В. Воины-узбекистанцы в битве на Волге: Узбекистан, 1978. 82 с.
  4. Обломурадов Н. Узбекистан - освобожденным районам страны в годы войны. Ташкент: Узбекистан, 1986. 78 с.
  5. Узбекская ССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): В 3-х т. Т.2. Коренной перелом (нояб. 1942-1943 гг.). Ташкент: Фан, 1983. 287 с.