Принято считать, что в этой картине нашло отражение предчувствие первой мировой войны и революции 1917 г, и якобы именно красный конь олицетворяет собой судьбу России, но мне так не кажется. Что-тогда олицетворяет прекрасный юноша на спине красного гиганта? Советский народ, оседлавший красную стихию? По-моему, эта теория высосана из пальца.
Картина отражает личную теорию Петрова-Водкина о цвете, в основе нее три цвета: синий, красный и желтый (так называемая "трехцветка"). Сочетания этих цветов давало, по его мнению, наиболее гармоничные композиции. Эту теорию преподавал он и своим ученикам. Преобладание трех этих цветов можно легко найти и в других картинах художника. Теория эта выросла вероятно из восхищения Петрова-Водкина иконографией:
Что толкнуло меня с детских лет в область занятий искусством? Я думаю, что в конце концов это было полународное, полукустарное творчество иконописцев (...)
Раз у русского нет влияния иконы, то значит это не русский и не живописец (из выступления на творческом самоотчете, 1938 г)
Он изучал иконографию, выполнял заказы для церковных росписей, персонажи его картин чем-то напоминают персонажей икон, есть и совершенно христианские сюжеты, например, "Изгнание из рая" и "Богоматерь". Петров-Водкин совершенствовал приемы пространственного изображения (сферическая перспектива). Посмотрите на картину "Купание красного коня", там совсем нет прямых линий, за счет чего создаются завихрения, движение, динамика, напряженность - "движение - главный признак существующего".
По признанию самого автора, начал он писать просто купание, но постепенно стал предъявлять к картине все большие требования, чтобы придать ей социальную значимость. Но признался он в этом на творческой встрече в 1933 году, когда уже случилась и первая мировая, и революция:
По письмам, полученным мною по поводу этой картины, я понял, что это был наш праздник—предрассвет революции. (Из выступления на творческом вечере,1933 г.)
Но в выступлении 1938 года упоминал, что его первой революционной работой был "Степан Разин" 1918 г. Является ли тогда "Купание красного коня" свидетельством какого-то гениального предчувствия или предвидения? Думаю, нет. Думаю, эта работа действительно имеет социальную значимость, но она не политического, а художественного характера. Во-первых, это попытка донести до зрителей свою философию "трехцветки" и сферической перспективы, а во-вторых, заставить зрителя быть соавтором произведения:
За мою долгую жизнь понял я одно — необходимо, создавая (...) искусство, доводить его до такой степени, чтобы оно дорабатывалось зрителем— нужно дать зрителю возможность соучаствовать с вами в работе (Из выступления на творческом самоотчете, 1938 г)
И это ему удалось. После того, как картина "Купание красного коня" попала на выставку, художник стал получать отзывы, среди которых один его очень тронул:
Там, где лежит туман, где степь непроходимая
Зелено-ярких вод—поют о новом дне,
И нас туда влечет мольба неизгладимая,
И там мы будем жить, а здесь мы, как во сне...
(Р.Ивнев, 24.11.1912)
То, что зритель увидел в картине что-то, что его взбудоражило и вдохновило, вовсе не означает, что художник задумывал передать именно эту идею в своем произведении, но он действительно сделал зрителя соучастником работы.
Подпишись, поставь лайк, оставь комментарий ☺️