Итоги Крымской войны привели Российскую империю к переориентации на восток.Началось завоевание Туркестана и интенсивное освоение дальневосточных земель, которые Россия умудрилась значительно прирастить в ходе войны. Для нужд новых территорий на Дальнем Востоке начал складываться специальный флот, тогда еще в основном из командированных с Балтийского флота кораблей.
Для Сибирской флотилии перспективный образец мореходной парусно-винтовой канонерской лодки для Тихого океана Морское министерство планировало установить в ходе испытания «перспективных образцов». На эти корабли предполагалось возложить все обязанности повседневной работы флота, от демонстрации флага и представительских функций вплоть до дозорной и посыльной службы в открытых морях и бассейне Тихого океана.
2 марта 1859 года по представлению графа Е. В. Путятина было принято решение о заказе за границей трёх кораблей, в том числе мореходной канонерской лодки. 23 октября 1859 года контракт на постройку корпуса канонерской лодки был заключен с французской частной верфью Chantiers & Atellers Augustin Normand из Гавра. Наблюдать за строительством был командирован корабельный инженер прапорщик X. В. Прохоров. По контракту лодка должна была быть готова к спуску на воду не позднее 1 июля 1860 года. Общая стоимость корпуса составила 105 566 рублям.
Машина, котлы и окончательная отделка были заказаны фирме с другого берега Ла-Манша, английской «Моделей и Фильд». 22 сентября 1859 года был подписан контракт на 32 480 рублей. В Англии наблюдателем был назначен лейтенант А. А. Пещуров.
Канонерская лодка сошла на воду точно 1 июля 1860 года. Ей было присвоено имя «Морж». Командиром корабля 17 октября 1860 года был назначен капитан-лейтенант А. Е. Кроун, а старшим офицером адъютант великого князя Константина Николаевича лейтенант Д.С. Арсеньев. Для доставки в Лондон командира и экипажа был зафрахтован пароход «Бренда».
10 августа лодку перевели в Ост-Индские доки в Гринхайте (под Лондоном) для отделочных работ.На ходовых испытаниях 7 января 1861 года «Морж» развил скорость хода в 9,82 узла при индикаторной мощности машины 392 л. с.
При переходе на Дальний Восток обнаружилось слабое место корабля-котлы.По мнению капитан-лейтенанта А. Е. Кроуна они были слишком малы для котлов высокого давления, но заменили их только в 1869 году.
Успешные испытания «Моржа» способствовали утверждению Морским министерством 24 января 1861 года нового штата Сибирской военной флотилии, теперь в ней должно было быть 20 канонерских лодок, в том числе десять типа «Морж».
Однако, осетра пришлось урезать. 29 ноября 1861 года был утвержден заказ лишь на две лодки этого типа. Заказ был размещен на частной финской Бьёрнеборгской верфи. Царское правительство старалось развивать промышленность своих автономий. Контракт от 22 декабря 1861 года предусматривал постройку двух корпусов к 1 мая 1863 года. Каждый обошелся в 82 334 рубля. Руководил постройкой финский инженер Л. Кальстрём, наблюдал от Министерства корабельный инженер капитан Н. И. Базанов.
Устанавливать машины и котлы, произвести окончательную отделку планировалось в Кронштадте. 24 февраля 1862 года канонерки получили имена «Соболь» и «Горностай».
Работу над корпусами финны начали 20 августа 1862 года, а официальная церемония закладки прошла 10 октября 1862 года. 27 апреля 1863 года корабли спустили на воду и перевели в Кронштадт.
Комплект механизмов для одной лодки обошелся казне в 37 458 руб. Ходовые испытания заняли все лето 1864 года, на мерной миле «Соболь» показал среднюю скорость в 8,25 узла при мощности машины 192 л. с.
26 июня 1864 года обе лодки приняли в казну.
Все три канонерские лодки типа «Морж» были отправлены на Дальний Восток, в состав Сибирской военной флотилии. Здесь они показали себя надежными и крепкими кораблями, продемонстрировали достаточную остойчивость и легко всходили на волну, бортовая качка была плавной.
Морские канонерские лодки типа «Морж» положили начало отдельному подклассу канонерских лодок русского флота; в их создании отражались новые тенденции развития кораблестроения. Технические достижения тех лет позволили построить многоцелевые мореходные корабли с небольшой осадкой и достаточно сильным вооружением. Эти качества имели особое значение в условиях большой протяженности морских границ, мелководности прибрежных районов. Немаловажен и факт сравнительной дешевизны их постройки, который в условиях постоянной нехватки средств подчас выдвигался в число первостепенных. Именно по этим причинам морские канонерские лодки получили в дальнейшем большое развитие— Грибовский В. Ю.
Однако, по мнению офицеров, служивших на этих лодках «эти корабли не обладали всеми качествами парусного судна из-за малой осадки, плоскодонности и смещения центра парусности в корму: в бейдевинд имели большой дрейф и скорость не более 6 уз, при попутном ветре под парусами достигали не более 9 узлов».
Винтовая канонерская лодка «Морж»: а — продольный разрез; б — план верхней палубы. 1 — стальной румпель; 2 — орудийные порты; 3 — штурвал; 4 — нактоуз; 5 — световой люк кают-компании; 6 — дымовая труба;
7 — шпиль; 8 — камбуз; 9 — кубрик и рундуки команды; 10 — шкиперская каюта; 11 — помещение для шкиперского имущества; 12 — цепной ящик; 13 — бомбовый погреб; 14 — паровые котлы (по бортам — угольные ямы); 15 — паровая машина; 16 — помещение для мокрой провизии; 17 — крюйт-камера; 1 8 — снарядный (ядерный) погреб; 19 — офицерские каюты; 20 — каюта командира; 21 — брод-камера; 22, 23 — погоны 68-фн и 32-фн орудий
«Морж»( «Моржъ»). Chantiers & Atellers Augustin Normand, Гавр, Франция(корпус), Англия "Моделей и Фильд", Лондон, Англия (достройка и отделка). Строительство начато 27 декабря 1859 года. Спущена на воду 1 июля 1860 года. Вступила в строй январь-февраль 1861. Списана 3 мая 1892
«Соболь». Bjorneborgs Mek. Werkstad Rosenlew W. & Co, Бьёрнеборг, Великое княжество Финляндское. Заложена 20 августа 1862 г. (официально — 10 октября 1862 г.), спущена на воду 27 апреля 1863 г. 14 мая 1863 г. отбуксирована в Кронштадт для достройки.Вступила в строй 3 августа 1865. Списана 3 мая 1892
«Горностай». Bjorneborgs Mek. Werkstad Rosenlew W. & Co, Бьёрнеборг, Великое княжество Финляндское.Строительство начато 20 августа 1862 года, официальная закладка 10 октября 1862 года. Спущена на воду 27 апреля 1863 года. Вступила в строй 3 августа 1865. Списана 19 декабря 1893
Водоизмещение 456,7 тонн. Длина 47,2 м. Ширина 7 м. Осадка 2,45 м («Горностай» 2,8 м)
Двигатели- 1 паровая машина, 392 л.с.(«Горностай» 232 л.с.). 1 винт. Скорость хода 9,8 узлов(«Горностай» 8,25 узлов). Дальность плавания 1080 миль. Экипаж 86-88-90 человек(8 офицеров)
Вооружение-2 203-мм и 4 164-мм (30-фунт.) пушки; «Горностай»- 2 × 196-мм 60 фн гладкоствольные (с 1880- 2 × 152-мм/23 и 4 × 87-мм )
Корпус канонерки набирался из дуба и был усилен внешними железными ридерсами. Наружную обшивку (83-127 мм) набирали из вяза и тика («Морж») и только из тика («Соболь» и «Горностай»). Средняя осадка у «Моржа» составила 2,45 метра, а на «Соболе» и «Горностае» без вооружения, но с балластом 3,2 тонны - 1,6 метра. Подводную часть корпуса обшивали медными листами. Настил палубы у головного корабля из тика, у остальных из сосны. Парусное вооружение трехмачтовых канонерок- типа барка ( шхуны или галеты). У «Моржа» фок- и бизань-мачты на 120 см выше.
Силовые установки лодок были разными. «Морж» получил двухцилиндровую паровую машину высокого давления, три котла и один винт. Винт-подъемный. Дымовая труба одна, опускаемая на палубу, с диаметром 700 мм. «Соболь» и «Горностай» получили машины низкого давления производства Кронштадтского пароходного завода нарицательной мощностью 80 л. с., с тремя огнетрубными котлами каждая. Скорость под машиной составляла 9,8 узла. Дальность плавания под парами экономическим ходом 9 узлов по запасам угля (57 тонн) составляла 1080 морских миль. Автономность плавания составляла пять суток.
В 1869 году котлы были заменены на «Морже»; в 1871 году - на «Горностае»; а в 1875 году и 1880 году - на «Соболе».
Экипаж лодок составлял 88-90 человек, из них 5-7 офицеров.
По проекту лодки несли следующее вооружение-два 203-мм бомбических орудия на поворотных платформах и четыре 164-мм коротких 30-фунтовых гладкоствольных пушки.
Вооружение часто менялось в связи с развитием технического прогресса. На 1864 год оно состояло из двух 196-мм 60-фунтовых пушек № 1 на поворотных платформах и четырех «десантных» 87-мм нарезных медных орудий. На головном корабле в порядке эксперимента вместо одной 196-мм пушки установили нарезную пушку системы Армстронга, которую пришлось сдать в порт по приходу в Николаевск ввиду её непригодности к использованию.
В 1880 году 196-мм пушки были заменены 152-мм стальными орудиями, 87-мм орудия не трогали, при этом «Морж» так и остался с одним орудием главного калибра.
В 1885 году на «Морж» дополнительно установили два 107-мм нарезных и два 42-мм скорострельных орудия системы Энгстрема. В том же году и «Горностай» получил два 42-мм скорострельных орудия системы Энгстрема.
«Соболь» прошел тимберовку в Шанхае в 1877 году, «Горностай» был отремонтирован в Нагасаки в 1881-1882 годах, а во Владивостоке ему перестроили ют.
Первой на восток ушла лодка «Морж» под командованием капитан-лейтенанта А. Е. Кроуна. Британский Фалмут канонерка покинула 11 февраля 1861 года. Плавание спокойным не было, пришлось пройти через несколько штормов и пережить пожар в котельном отделении. 24 мая 1862 года лодка прибыла в Николаевск. Следующей отправилась 4 августа 1865 года «Соболь» под командованием капитан-лейтенанта П. П. Пилкина. Она вышла из Кронштадта и прибыла во Владивосток 8 июня 1866 года. 12 августа 1866 года и «Горностай» под командованием лейтенанта К. Ф. Литке покинула Кронштадт, в Николаевске она встала на якорь 5 августа 1867 года.
Канонерские лодки «Морж», «Горностай» и «Соболь» вошли в состав Сибирской военной флотилии. После постройки лодки своим ходом перешли на Дальний Восток России, обогнув мыс Горн. Служба заключалась в патрулировании берегов Восточной Сибири, стационерстве в портах Китая и Японии, а также использовании в качестве посыльных и гидрографических судов.
«Моржу» нелегко дался переход на Дальний Восток, помимо штормов много хлопот доставили котлы. На борту канонерки было 70 человек (1 штаб-офицер, 2 обер-офицера, 3 унтер-офицера, 1 корпуса инженер-механиков флота кондуктор, 2 гардемаринов и юнкеров, 44 рядовых морского ведомства, 1 вольнонаёмный машинист и 16 нестроевых нижних чинов).
«Команда наша состояла из 70-ти человек, наполовину новобранцев, но они все были очень хорошие, простые, добрые люди, как все наши команды вообще, и между ними не было ни одного негодяя, как, к сожалению, теперь начинают попадаться между поступающими на военную службу… Благодаря ее немногочисленности, мы скоро освоились со всеми людьми и узнали их. Никогда у нас не было между людьми ни воровства, ни драк, ни ссор и никаких проступков».Из воспоминаний Д. С. Арсеньева.
Маршрут проходил через Магелланов пролив, где лодке пришлось выдержать сильнейшие шторма. После пожара в котельной канонерке больше месяца пришлось провести в Вальпараисо на ремонте.
9 октября во время стоянки в бухте с лодки были замечены двое людей плывших к лодке. Шлюпка успела поднять только одного, второй утонул. Оказалось, что русские спасли шведского моряка с американского торгового судна «Джон Паркс». Их с товарищем несправедливо обвинили и заковали в кандалы. После побега одному из них повезло оказаться на борту «Моржа».
На борт канонерки были приглашены шкипер «Джон Паркс», консулы Швеции и Северо-Американских Штатов. Проведенное разбирательство подтвердило невиновность шведа, которого передали на ближайшее шведское судно.
По пути «Морж» посетил Гонолулу и Нагасаки, а 13 мая Дуэ (Сахалин), где встретил клипер «Абрек» под флагом контр-адмирала А. А. Попова, корвет «Калевала» и сидящий на мели клипер «Гайдамак» (sic!). Возле клипера «Морж» находился до 18 мая по приказу Попова. Но несколько попыток снять корабль с мели были безуспешными.
Вечером 18 мая «Морж» отвез Попова в Де-Кастри, а затем в Николаевск, где официально вошла в состав Сибирской военной флотилии.
5 июня 1862 года «Морж» сопровождал от Дуэ до Де-Кастри пароходо-корвет «Америка» с повреждённым клипером «Гайдамак», наконец-то снятым с мели. К октябрю 1862 года в Нагасаки зимовать были собраны корабли Тихоокеанской эскадры-«Богатырь» (флагман), «Калевала», «Рында», «Новик», «Морж», «Сахалин».
В 1863-1867 годах лодка занималась гидрографическими изысканиями на побережье Дальнего Востока. На Сахалине в июне 1866 года река, впадающая в бухту Буссе получила название в честь судового врача канонерской лодки К. В. Шишкевича, позже на берегу этой реки был образован пост Муравьёвский (ныне Корсаков).
В 1867 году канонерка совершила отдельное плавание к берегам Китая и Японии.
В октябре 1872 года канонерская лодка «Морж» и корвет «Витязь» под флагом её командира свиты Его Императорского Величества контр-адмирала М. Я. Федоровского находились на рейде Нагасаки для встречи фрегата «Светлана» с великим князем Алексеем Александровичем на борту.
В 1875-1876 годах «Морж» был стационером в китайских портах. В 1880-1881 года канонерка вновь привлекалась к гидрографическим работам в Японском и Охотском морях. Тогда в честь канонерки названы: банка в заливе Петра Великого, гора в заливе Анива, бухта в Охотском море и одно из озёр острова Сахалин.
14 декабря 1887 года канонерская лодка «Морж» и «Соболь» были выведены из боевого состава Сибирской флотилии, разоружены и сданы к Владивостокскому военному порту на хранение. 3 мая 1892 года «Морж» и «Соболь» были исключены из списков флотилии и вскоре проданы на слом.
В 1863 году Н. А. Фесун опубликовал «Из записок о кругосветном плавании на лодке „Морж“». Ч. II (Приложение к № 4 «Морского сборника», 1863 год). СПб.: Типография Морского министерства, 1863.
Канонерская лодка «Горностай» в 1866-1867 годах своим ходом перешла из Кронштадта через Магелланов пролив к устью Амура. Летом 1867 года ее зачислили в состав Сибирской флотилии, в которой она прослужила 26 лет, до 19 октября 1893 года.
В 1868-1869 годах лодка занималась гидрографическими работами в северо-западной части Японского моря и в заливе Петра Великого. В 1870 году передана в распоряжение русского посланника в Пекине.
В 1876 году канонерская лодка под командованием капитан-лейтенанта В. А. Терентьева посетила Охотское море для осмотра портов на его побережье. В том же году канонерку включили в состав Тихоокеанской эскадры контр-адмирала О. П. Пузино для «Второй американской экспедиции». В Северо-Американских Соединённых Штатах «Горностай» посетила Сан-Франциско. Лодка вернулась во Владивосток летом 1877 года. В 1878-1886 годах лодкой командовал капитан 2-го ранга О. В. Старк.
«Горностай» в 1885 году был включён в состав Тихоокеанской эскадры. С 1886 года лодка использовалась как гидрографическое и лоцмейстерское судно, канонерка «Горностай» стала первым из русских военных кораблей, посетившим Хабаровск.
Потом корабль использовали для гидрографических исследований в заливе Петра Великого. Мыс Корнильева в заливе Стрелок назван так в честь старшего штурмана канонерской лодки «Горностай» лейтенанта А. А. Корнильева.
После возвращения из очередной экспедиции 9 сентября 1893 года, лодка была разоружена, сдана к порту и 19 декабря 1893 года исключена из списков флота. Но до 1898 года корпус корабля служил брандвахтой в порту Владивостока.
На канонерке «Морж» командирами и офицерами, гардемаринами и юнкерами служили будущие адмиралы: Александр Егорович Кроун, Борис Карлович Де Ливрон , Дмитрий Сергеевич Арсеньев, Казимир Казимирович Гриппенберг , Фёдор Ка́рлович Авела́н, Леонид Константинович Кологерас, Фёдор Васильевич Дуба́сов, Васи́лий Миха́йлович Ла́вров, Степан Осипович Макаров, Николай Алексеевич Фесун и командир крейсера "Аврора", погибший в Цусимском бою капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев.
«Горностай» прописан в послужном списке будущих адмиралов: Константина Фёдоровича Ли́тке, Алексея Аполлоновича Остолопова, Оскара Викторовича Старка, Бориса Карловича Де Ливрон. Некоторое время на вахтенным начальником на брандвахте служил в 1896 году вечный "лейтенант" Пётр Петро́вич Шмидт.
Более 30 лет эти небольшие деревянные корабли несли незаметную, но такую необходимую службу на восточных берегах Родины. Во Владивостоке две бухты Уссурийского залива сохранили имена этих скромных тружеников, бухта Соболь и бухта Горностай это о кораблях, а не о пушнине.
В честь канонерской лодки «Морж» названы: банка в заливе Петра Великого, гора в заливе Анива, бухта на острове Сахалин, пролив Лаперуза 45°57’25"N 142°7’24"E, озеро на острове Сахалин 46°48’39"N 143°14’16"E.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам