Найти тему
ADVENTURE

Международная космическая станция: от земного противостояния к орбитальному сотрудничеству

Оглавление
Изображение Центра космических полетов имени Маршалла НАСА.
Изображение Центра космических полетов имени Маршалла НАСА.

Изображая Федеральное космическое агентство России, Роскосмос и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) США объявили о планах строительства новой космической станции, когда Международная космическая станция (МКС) должна выйти из эксплуатации в 2024 году. В тени украинского кризиса , были предположения, продолжат ли обе страны эксплуатировать и финансировать МКС. Отношения России и США упали до рекордно низкого уровня в 2014 году в свете поддержки Россией сепаратистов на востоке Украины и последующей аннексии Крыма. Отношения достигли дна, когда Россия навлекла санкции со стороны США и приостановила свое членство в G8, группе ведущих промышленно развитых стран.

Генезис Международной космической станции

Деятельность по исследованию космоса началась в 1957 году с запуском Спутника-1, первого искусственного объекта на орбиту Земли. В августе 1957 года СССР успешно запустил первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету, а в октябре запустил первый спутник «Спутник-1». Это вызвало соревнование между бывшим СССР и США, чтобы отметить свое присутствие в исследовании космоса и небесных тел, часто называемое «космической гонкой». США совершили скачок, когда американский корабль «Аполлон-11» приземлился на Луне в июле 1969 года. В последующие годы наблюдались этапы острой конкуренции и противостояния между двумя соперниками эпохи холодной войны. Как следствие,

После окончания холодной войны освоение космоса перешло в русло совместных усилий. Она оформилась в виде Международной космической станции , крупнейшего искусственного тела на орбите, и ее сборка началась в ноябре 1998 года. МКС — это многонациональный проект с участием космических агентств США, России, Японии, Канады и 11 государства-члены Европейского космического агентства (ЕКА). В оперативном плане МКСдолжен был стать лабораторией, постоянной обсерваторией и транспортным узлом на низкой околоземной орбите. Он также предназначался для обслуживания и обслуживания полезной нагрузки и транспортных средств, склада хранения и промежуточной базы для возможных будущих миссий на Луну, Марс, планетарных зондов и исследований астероидов. МКС была самой политически сложной программой освоения космоса из когда-либо предпринятых.

История совместных космических усилий США и России

Несмотря на непростую историю дипломатических отношений, Россия и США имеют долгую историю обширного и разнообразного сотрудничества. Большая часть сотрудничества НАСА с Россией осуществляется через Роскосмос. Кроме того, для пилотируемых космических полетов НАСА сотрудничает со следующими организациями: Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия", Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева, Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИмаш), Центр управления полетами-Москва (ЦУП). , Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (ЦПКК) и Институт медико-биологических проблем (ИМБП). В космической науке НАСА также сотрудничает с Российской академией наук (РАН), в том числе с Институтом космических наук (ИКИ).

В освоении космоса сотрудничество в таких областях исследований, как космическая биология и медицина, геодезия и геодинамика, началось в 1960-х годах. Позднее, в 1972 году, США и бывший СССР подписали Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях , широко известное как « Соглашение о гражданском космосе» ». Это позволило расшириться в другие области, включая космическую науку, науку о Земле, спутниковый поиск и спасение, а позже и полеты человека в космос. В частности, сотрудничество в пилотируемых космических операциях началось с испытательного проекта «Аполлон-Союз» в 1970-х годах. Хотя программы пилотируемых космических полетов обеих стран разошлись в конце 1970-х годов, с распадом СССР в начале 1990-х сотрудничество между Россией и США расцвело в рамках программы « Шаттл-Мир» .

С гармонизацией отношений между Востоком и Западом в 1991 году США и Россия стали больше сотрудничать в космических проектах. В декабре 1993 года страны, участвующие в проекте космической станции, пригласили Россию присоединиться к ним и русские согласились. Это принесло России 20-летний богатый опыт разработки и эксплуатации космических станций, от «Салюта» в 1971 году до «Мира». Основная цель программы "Шаттл-Мир" состояла в том, чтобы дать США ценный опыт эксплуатации космической станции в течение длительных периодов времени. Благодаря программе «Шаттл-Мир» НАСА приобрело ценный опыт сближения и стыковки, выхода в открытый космос и длительной эксплуатации крупномасштабных космических систем. Ожидалось, что расширение американо-российского сотрудничества в области пилотируемых космических полетов приведет к более качественной, более быстрой и менее дорогой программе космической станции.

В рамках продолжающегося сотрудничества инструменты российского производства были включены в состав автоматических зондов НАСА на Луну и Марс. В области космических наук НАСА поддерживает длительные партнерские отношения с советскими и российскими учеными-космонавтами в исследовании Марса с 1980-х годов. Тем не менее, самым выдающимся проектом была Международная космическая станция (МКС).

В целом отношения между США и СССР в период между 1957 и 1991 годами имели разные характеристики — от враждебных фаз Карибского кризиса, войны во Вьетнаме и советского вторжения в Афганистан до периодов разрядки, которые привели к заключению Договора о частичном запрещении ядерных испытаний в 1963 г., Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений в 1972 г. и зарождающееся американо-советское сближение с 1985 по 1991 г.

Вскоре после запуска спутников 1 и 2 президент США Дуайт Эйзенхауэр определил приоритеты космической деятельности и поставил задачи по развитию возможностей наблюдения за советской территорией из космоса. Новое гражданское космическое агентство НАСА было создано в 1958 году для разработки динамичных и дорогостоящих космических программ, чтобы конкурировать с СССР.

Президент США Джон Ф. Кеннеди недвусмысленно заявил, что предпочитает космическое сотрудничество, выступая в своей инаугурационной речи.Он сказал: «Пусть обе стороны стремятся призвать чудеса науки вместо ее ужасов. Давайте вместе исследовать звезды». После кубинского ракетного кризиса, когда обе сверхдержавы оказались на грани ядерной войны, отношения между ними вскоре примирились. Договор о частичном запрещении ядерных испытаний был подписан в августе 1963 года; позже в январе 1967 г. появился Договор по космосу, а в июле 1968 г. - Договор о нераспространении ядерного оружия, которые были строительными блоками разрядки - фазы с 1962 по 1979 г. Они подписали Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). в 1972 году. В том же году, когда была подписана ОСВ-1, были также заключены Конвенция о биологическом оружии и Договор по противоракетной обороне (ПРО), а также начались переговоры по ОСВ-2. Примечательно, что в 1972 году также было подписано «Гражданское космическое соглашение».

Улучшение отношений указало на возможность совместной космической миссии. Потепление в этих отношениях стало возможным благодаря испытательному проекту "Союз-Аполлон" 1975 года. Оно имело большое значение, так как положило конец «космической гонке» и воспринималось скорее как символический итог разрядки. Совместные усилия в космосе стали результатом ослабления напряженности в дипломатических отношениях.

Фаза разрядки длилась недолго и рухнула к концу 1970-х гг. с советским вторжением в Афганистан, начавшимся в декабре, и спровоцировала новую фазу враждебности, продолжавшуюся до 1985 г. Советская интервенция в Афганистане вызвала резкую критику, в том числе бойкот летних Олимпийских игр 1980 года, которые должны были пройти в Москве. Как следствие, США не ратифицировали ОСВ-2, хотя переговоры привели к соглашению в 1979 году. Влияние царившей напряженности отразилось и на космической сфере. Следовательно, в конце 1970-х годов программы пилотируемых космических полетов обеих стран разделились.

Когда к середине 1980-х годов напряженность спала, обе стороны подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, СНВ-1 (завершенное соглашение 1991 года между США и Советским Союзом) и СНВ-2 (соглашение 1993 года, которое так и не было ратифицировано США). В 1992 г. и особенно в 1993 г., через два года после распада Советского Союза, США заключили ряд соглашений с российским правительством и зарождающимся российским частным сектором, касающихся расширения сотрудничества в космической деятельности. Центральным элементом этих соглашений было приглашение России в декабре 1993 года стать полноправным партнером в проекте международной космической станции. Участие России и программа «Шаттл-Мир» снова стали результатом нового начала в отношениях США и России в эпоху после окончания «холодной войны».

Новая международная космическая станция: улучшение отношений?

В 2014 году российско-американские отношения ухудшились после крымского кризиса. Отношения еще больше ухудшились в июле, когда рейс 17 Malaysia Airlines был сбит предполагаемой ракетой класса «земля-воздух» на востоке Украины, недалеко от границы с Россией.

Что касается МКС, то США в значительной степени зависят от россиян в доставке своих астронавтов на МКС. После того, как США свернули свою программу космических шаттлов в 2010 году, они полностью зависят от кораблей «Союз» для полетов туда и обратно на МКС. Еще до украинского кризиса было несколько случаев, когда отношения России и США переживали тяжелые времена.

Отношения России и США определялись и переопределялись динамикой региональных конфликтов и кризисов, где всегда господствовали национальные интересы. Сотрудничество между ними в области освоения космоса выдержало испытание временем, и МКС является ярким тому примером. Можно сделать вывод, что отношения между двумя странами определялись не космосом, а скорее дипломатическими отношениями в большей степени формировали их космические программы; от начала «Космической гонки» до сотрудничества в «Аполлон-Союз», от милитаризации космоса до реализации проекта МКС. Под предлогом потепления в отношениях после Крымского кризиса можно было увидеть решение НАСА и Роскосмоса построить новую космическую станцию. Всепогодный друг России Китай также предлагает в ближайшем будущем построить космическую станцию ​​и уже «испытал» ее прототип в космосе. Однако русские все еще ищут партнерства с США для строительства новой международной космической станции.

Важно рассматривать предложение России и США о совместном строительстве новой космической станции на фоне их продолжающегося сотрудничества по МКС. Даже после последнего спада в двусторонних отношениях после окончания «холодной войны» из-за украинского вопроса оба государства продемонстрировали значительную зрелость и сделали все возможное, чтобы «эксперимент» под названием ISS не провалился. Интересно, что МКС — единственный проект в космосе, остающийся изолированным от «санкционного» режима. Россия прекрасно понимает, что это тот проект, в котором США больше зависят от нее. У этого проекта есть уникальное достижение — последние 13 лет подряд на борту МКС постоянно присутствует человек. Сегодня это присутствие для нероссийских граждан может быть продолжено только при сотрудничестве России. Вполне вероятно, что программа МКС продлится до 2024 года, и Россия понимает, что только то, что США зависят от нее для перевозки астронавтов, не означает, что они могут поддерживать МКС до этого времени самостоятельно. Вероятно, она зависит от США как в плане управления космической станцией, так и в отношении некоторых запасных частей, необходимых для обслуживания российской части космической станции. Кроме того, экономические санкции не оправдывают крайних действий, таких как оставление американских астронавтов на МКС и использование их безопасности для каких-либо торговых целей. Россия признает тот факт, что любое действие подобного рода нанесет ущерб ее глобальному имиджу. Вероятно, она зависит от США как в плане управления космической станцией, так и в отношении некоторых запасных частей, необходимых для обслуживания российской части космической станции. Кроме того, экономические санкции не оправдывают крайних действий, таких как оставление американских астронавтов на МКС и использование их безопасности для каких-либо торговых целей. Россия признает тот факт, что любое действие подобного рода нанесет ущерб ее глобальному имиджу. Вероятно, она зависит от США как в плане управления космической станцией, так и в отношении некоторых запасных частей, необходимых для обслуживания российской части космической станции. Кроме того, экономические санкции не оправдывают крайних действий, таких как оставление американских астронавтов на МКС и использование их безопасности для каких-либо торговых целей. Россия признает тот факт, что любое действие подобного рода нанесет ущерб ее глобальному имиджу.

Для военных США ракета Atlas-V важна для конкретных запусков; однако поставки ракетных двигателей РД-180 российского производства, скорее всего, будут прекращены. Это указывает на то, что Россия становится «избирательной» в своих актах сотрудничества в космическом пространстве. Предложение о потенциальном сотрудничестве по новой МКС также кажется выборочным подходом. Важно отметить, что новая ISS является многосторонним предложением, и ожидается, что к нему присоединятся и другие страны. Россия полностью осознает свои финансовые и технологические ограничения в плане самостоятельного запуска новой МКС. В то же время она не очень хочет, чтобы другие игроки, такие как США или Европейское космическое агентство, доминировали над будущей глобальной космической деятельностью. Следовательно, лучший вариант для России — конструктивно взаимодействовать с другими. В настоящее время,

Наука
7 млн интересуются