Я опять буду ездить по теме каратэ. Не потому что это люблю, просто каратэ и термины каратэ понятны большинству читателей. Ну, я так почему-то думаю. Поэтому каратэ у меня и «гуляет» в качестве примера. Хотя я надеюсь, что мы перейдем к темам у-шу, что гораздо интереснее во многих планах, а там глядишь доберемся и до более веселых тем: корейских и вьетнамских БИ.
Давайте для начала я сразу порадую всяких адептов каратэ и заодно всех «японщиков». О том, что существует такая стойка как шико-дачи, и что она отличается от киба дачи, я узнал только несколько дней назад. Представляете мой уровень? Я не знаю ни стоек, ни терминов. Надеюсь, что «правильно техничные японщики» порадовались очень искренне. А вот теперь я начну очередной раз портить им настроение.
Каратисты часто упрекают меня, что я глубоко не знаю каратэ или вообще не знаю. Скажу честно - я не знаю, я не знаю терминов, названий стоек, каких-то техник и даже знать их не хочу, и учить не буду. Я японский язык не учу и уже учить не собираюсь. Хватит этого баловства в молодости. Период приседания и поклонов лично у меня давно закончился. Это все на любителя.
Передо мной человек – и на этом все. Это стандартная биомеханика, биофизика, анатомия и прочее. Какими терминами этот не назови, ничего не изменится.
Почему я не отличаю киба-дачи от шико-дачи, от футо-дачи? Да потому что это всего лишь разные варианты одной и той же стойки. Чтобы увидеть в этих вариантах разные стойки – это надо быть каратистом.
Поясню просто. Стойки есть фронтальные, боковые и диагональные. Есть высокие, средние и низкие. По базе (расстояние между стопами) узкие, средние и длинные. По скрученности – 0 градусов, 90 градусов или 180 градусов. Есть квадратные, трапецевидные и треугольные. Есть передние, здание, боковые, центральные.
Фронтальные стойки обладают рядом особенностей – опора на две ноги с одинаковым распределением давления на них. Также у таких стоек обе стопы имеют одинаковую ориентацию! Одинаковую! Фронтальные стойки всегда центральные. То есть считается, что фронтальная стойка задает центр боя. Центр Вашего боя, независимо от того, где находится противник.
Тут смысл прост. На земле чертится многоугольник. Эти многоугольники могут быть самыми разными в зависимости от обстоятельств. И боец должен двигаться не как попало, а по многоугольнику. Такая вот геометрия боевых искусств. Центральная стойка означает, что вы стоите в центре многоугольника.
Центральные стойки могут быть высокими, средними, но не бывают низкими. Высокие – это типа шизентай, когда две ноги просто на уровне бедер или плеч. Средняя фронтальная – это и есть кибадачи. Киба дачи может быть квадратной или трапецевидной. Трапецевидная – это как в Шотокане, когда берцовые кости ног под углом к земли на манер Эйфелевой башни. Квадратная – это исходный, «правильный» вариант, китайский, когда берцовые кости ног исключительно перпендикулярны земле, если смотреть фронтально.
Разница между квадратными и трапецевидными стойками проста – трапецевидные созданы для увеличения силы опоры на землю в стойке за счет «игры» центром тяжести. Квадратные – основа подвижности.
Теперь перейдем к стопам ног. У стоп 5 положений всего.
Первое положение. Стоим фронтально, через стопы чертим линию. Теперь надо встать так, чтобы пятки и носки были на одной линии, но носки развернуты наружу. В балете эта позиция вроде бы называется № 2. Такое положении стоп еще можно увидеть в индийских танцах.
Второе положение – стопы под углом к линии, образуют между собой угол в 90 градусов (Шико-дачи). Третье положение – стопы параллельны друг другу (Киба). Четвертое – стопы под углом к линии, образуют между собой 90 градусов, носки повернуты друг к другу (Санчин). Пятое – такое заморочное, что смысла его рассматривать нет.
Носки стоп вовнутрь (типа Санчин) – активируют передний серединный меридиан, а потому усиливают переднюю часть тела. Способствуют движениям сверху вниз и снаружи – вовнутрь. Усиливают удары распрямленными руками. Делают сильными ноги.
Носки стоп вовне (под 90 градусов) – активируют задний серединный меридиан, усиливают спину. Способствуют боковым движениям, усиливают локти и колени.
Ступни параллельны – работает микрокосмическая орбита. Это прямые удары, плечи и локти.
Стопы вовнутрь – это сила, но сила грубоватая, «рубленная», за счет плеча, «рубить топором». По мере того, как стопы постепенно начинают разворачиваться вовне, возрастает скорость, и сила от плеча движется к кисти руки. Но при этом «деревянеет» тело в районе талии.
Теперь рассмотрим вопрос высокой и средней стойки. Типа Шизентая и Киба-дачи. Зачем вообще из высокой стойки переходить в Киба дачи? В чем смысл Киба дачи? Бытует мнение, что Киба дачи дает лучшую устойчивость. Устойчивость стоек – это одно из самых больших заблуждений. На устойчивость влияет только вес тела и площадь опоры. Площадь опоры человека – это площадь ступней – и на этом все. Расставленные ноги – это распорки, которые увеличивают сопротивляемость в определенном направлении, но снижают ее в другом. В той же Киба дачи устойчивость возрастает при воздействии сбоку, но снижается при фронтальном воздействии. Короче, суть в том, что от перестановки ног сумма (итог) устойчивости не меняется.
Так в чем тогда смысл средних стоек и Киба-дачи, в частности? Каратисты и ушуисты не рассматривают Киба дачи как боевую стойку. Для них – это священное слово «база». Дело в том, что в старые времена все стойки были боевыми. Никому в голову не приходило учить что-то не боевое. Но при этом и требований к стойкам подобных нынешним не было. Никто техническими нюансами не заморачивался.
Суть боевой Киба дачи проста. Мы становимся в стойку, неудобную и непривычную для противника. Тело становится ниже по высоте, а ноги расходятся в сторону. Эта новая конфигурация неестественна для человека. И для противника она тоже неестественна. Ему будет сложнее действовать инстинктивно. Он будет вынужден хотя бы частично включать сознание и искать какие-то варианты своих действий. А это уже потеря времени и некая растерянность.
И главное. В Киба дачи не стоят в ожидании соперника. Выход в эту стойку осуществляется непосредственно в близости к противнику, когда он уже как разъяренный бык несется на бойца. Более того, никто не говорит, что нужно пытаться обороняться в Киба дачи. Можно обороняться, а можно после того, как противник растерялся, перейти в другую стойку.
Кроме того, положение «ноги врастопырку» с равномерным давлением на землю – это как «замороженный» шаг, когда один шаг уже сделан, но в какую сторону и когда будет сделан следующий – непонятно.
Однако, это все было хорошо в старые времена, когда противники были не так подвижны, зато сильны и бросались друг на друга подобно зверям. По мере того, как в ходе эволюции человек умнел и становился более подвижным, многие стойки начали устаревать в качестве боевого инструмента.
Когда боевой корабль устаревает, что с ним делают? Или в разделку, или в в музей, или в учебный центр для новобранцев. Вот так Киба дачи и перекочевала в «базу», превратилась в чисто тренировочную стойку. И это правильно, потому что истинный смысл Киба дачи – это, собственно, стояние столбом. Особое стояние, при котором ноги убираются в сторону, чтобы освободить паховую зону. Это очень важно для вращения микрокосмической орбиты. По сути Киба дачи – это «стоячий» Лотос (поза Лотоса для медитаций и занятий энергетикой).
Еще одна важная особенность Киба-дачи как низкой формы столба – нижняя часть тела «открывается» (ноги не мешают) для работы с энергией Земли.
Возможно, ли в наше время применять Киба-дачи в качестве боевой стойки? Конечно! Но это невозможно в традиционных школах и на их традиционной технике. Если вы заметили, то в военной авиации и по сегодняшний день продолжают использовать планеры боевых самолетов, которым 40-50 лет. Просто планеры «напичкивают» новой аппаратурой, новым вооружением. Не помню точно, но года 3-4 назад старенький Миг-21, напичканный новейшей аппаратурой, в учебном бою сделал F-15, который уже относится к следующему поколению.
Это я к тому, что если на старенькую Киба-дачи навесить более современную технику, то и суть стойки измениться. Сразу говорю – это не я придумал, это все еще в прошлом веке «разрулили». Меня просто этому учили еще в конце 70-х.
Так что мы имеем? Встаньте ровно. Руки пусть свободно свисают. Можете ли вы дотянуться до паха? Конечно! Но можете ли вы в таком положении прикрыть блоком пах? А вот это уже дудки. А можете блоков спасти колено? Конечно, нет. Или придется нагибаться буквой «Г», что вообще нивелирует всякие защитные действия. Но стоит встать в Киба-дачи, и вы без проблем защитите и пах и колени. Но для этого классическая техника не подойдет, у нее слишком маленькая эффективность. Кроме того, поскольку вы стали ниже противника, как ни странно, но упрощается защита головы блоками снизу вверх. Я понимаю, что многим этот момет будет особо не понятен. Но в данном случае не имею ввиду классические блоки. Тут совсем другие скоростные блоки, которые, благодаря более низкому положению тела получили возможность «подрезать» руки противника снизу. В общем, первое очень интересное применение Киба-дачи - это построение опасной блокировочной защиты. Собственно, когда-то давно мое знакомство с каратэ началось именно с этого. На вопрос, что такое каратэ, чувак просто встал в Киба-дачи и сказал – Бей! Ну я и ударил…
Второе практическое применение КИба-дачи – это вращательная техника. Крутимся в Киба-дачи волчком и отсюда удары вылетают. Не смотря на то, что у некоторых возникнет некоторое ощущение киношного трюка, это далеко не так. В кино удары вписываются во вращения тела. И такое тоже есть в реальности, но это высокий мастерский уровень. А вот вещь более практичная – это вращения «впаиваются» в удар. Вот встаньте в стойку и нанести удар ногой. А теперь вместо стойки у нас два круговых перехода в Киба-дачи с ударом. И по скорости это ничем не отличается от удара из стойки. То есть круги есть неотъемлемая часть удара. Наверное, это не просто представить, кто не знает эту технику, но здесь не передвижения плюс удар, а просто удар ВНУТРИ которого передвижения!
Третье применение – это редкий и сложный вариант. Старый вариант. Когда противник на близкой дистанции, прыжком проваливаемся вниз, в Киба-дачи. Это похоже на уклон, и при этом открывается для атаки нижняя часть тела.
Четвертое – тоже старое, классическое. Это создание неопределенности для противника, о чем я уже писал выше.
И вот теперь главный момент. Вы думаете я расписывал Киба-дачи? Нет! Я описывал различные свойства сил и движений, которые создаются различными положениями тела. То есть, нам для реального боя не нужны положения тела, не нужны стойки, нам нужны траектории движений и приложения сил для достижения определенного результата.
Здесь логика для традиционщиков «с ног на голову». На первом месте стоит результат, что я хочу сделать с противником, как его поразить? Отсюда выбираю движения и силы. Для того, чтобы обеспечить нужные движения и силы, использую определенные положения тела. Меняются требования боя – тут же меняются положения тела!
Итак, кто не понял этой логики. Вы стоите фронтально. И теперь превращаетесь в живую систему. Тело поршень – двигается вниз до уровня Киба-дачи и вверх до Шизентай, туда-сюда. Ноги – поршни – приседают-встают, расходятся-сходятся. Ступни – рычаги – двигаются наружу-вовнутрь. Этакий механизм получается, двигатель чего-то. Каждая точка, в которой может остановится механизм – это определенные потенциалы и возможности.
«Живая» Киба-дачи – это не стойка с фиксированными параметрами. Параметры могут быть различными, собственно любыми, только в рамках определения фронтальной стойки. Но суть не в любых параметрах, а в том, что выбирать надо НУЖНЫЕ параметры в зависимости от ситуации. Ведь нам не стойка нужна, нам необходимо получить ТРЕБУЕМЫЕ БОЕМ характеристики движений и приложения сил.
Такие образом, грубо говоря, мы имеет одну «живую» фронтальную стойку, и на этом все. Шизентай и Киба-дачи – это просто разные точки, разные состояния «живой» фронтальной стойки.
И вот тут есть еще важный момент. Если попытаться Киба-дачи «провалить» еще ниже, то она превратиться в Шико-дачи. А вот Шико-дачи – это пример «мертвой» стойки. Наверху «мертвая» фронтальная стойка - это стойка «смирно», пятки вместе, носки врозь. Внизу – Шико-дачи. Суть мертвых стоек в том, что их них ничего не сделать, они не могут иметь изменяющихся параметров. Только фиксированные (близкие к фиксированным). Шико-дачи и «Смирно» - это два передельных состояния фронтальной стойки. Если механизм поршней достигает этих положений, он просто останавливается.
Проблема Шико-дачи – в этой стойке «зажаты» ноги, не работает талия с бедрами, отсюда из этой стойки бессмысленно отрабатывать тсуки. А так, чтобы понять Шико-дачи, еще раз вернитесь к прочтению свойств положений тела, о чем я писал выше.
Вот щас будет большая группа людей, которые не согласятся с моими высказываниями, мол Шико-дачи вполне себе рабочая и живая стойка. Ну вот вам пример:
https://www.youtube.com/watch?v=g5jI6bb0-Pg
Заметили? Во-первых, мастер сказал, что рекомендует отрабатывать удары из нее только продвинутым ученикам ввиду сложности работы поясницы. А во-вторых, так мастер в ролике и не наносит удары из Шико-дачи. При каждом ударе он трансформирует Шико-дачи в диагональную стойку, а это уже не Шико-дачи.
Этот процесс мнимой работы в Шико-дачи лучше всего виден в Нят Нам. Для человека со стороны Шико-дачи выглядит основной стойкой, из которой идут все движения. Но всмотритесь внимательнее! Все движения идут не из Шико-дачи, а при переходе из Шико-дачи в другую стойку. То есть Шико-дачи служит основой для выхода из нее и перехода в другую стойку, и вот этот переход и является основой движения. Это, кстати, и есть логика «живых» стоек. Когда не удары идут из стоек, а стойки подстраиваются под удары, а удары идут из переходов из стойки в стойку.
Нят-нам:
https://www.youtube.com/watch?v=xrEzOgeL_Ms
Статья уже хорошо «раздулась», пока остановлюсь, чтобы не перегружать материал.