Найти тему
ОЛИМПОКС

Практические занятия по безопасному выполнению работ: можно ли организовать с помощью систем семейства «ОЛИМПОКС»?

Как известно, новыми Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 (далее – Правила), предполагается прохождение обучения по охране труда работниками организаций, в том числе по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и опасных производственных факторов (п. 46 «б» Правил) и программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности (п. 46 «в» Правил). В соответствии с п. 49 Правил, обучение по указанным программам должно содержать практические занятия по формированию умений и навыков безопасного выполнения работ в объеме не менее 25 процентов общего количества учебных часов. При этом практические занятия должны проводиться с применением технических средств обучения (далее – ТСО) и наглядных пособий.

Требование Правил о применении ТСО вызвало огромное число вопросов у руководителей и специалистов организаций, организующих проведение обучения своего персонала по охране труда. Что подразумевается Правилами под термином ТСО? С помощью каких технических средств можно сформировать у обучаемого необходимые умения и навыки безопасного выполнения работ?

На эти вопросы попытался ответить Департамент условий и охраны труда в письме Минтруда России от 22.09.2022 № 15-2/ООГ-2333. В письме сообщается, что, в соответствии с ГОСТ Р 53626-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения» (далее – ГОСТ Р 53626-2009), ТСО являются специализированные технические средства, предназначенные для использования в образовательном процессе в целях повышения качества и эффективности обучения. ТСО могут быть в виде устройства, аппаратуры, оборудования, информационно-программного обеспечения или комбинации этих средств с учетом их функционального назначения в образовательном процессе.

Заглянув в ГОСТ Р 53626-2009, мы также увидим, что по функциональному назначению ТСО подразделяют на:

  • технические средства передачи учебной информации;
  • технические средства контроля знаний;
  • тренажеры;
  • технические средства обучения и самообучения;
  • вспомогательные;
  • комбинированные.

Как понятно из документа, к ТСО можно отнести практически любую современную систему электронного обучения с соответствующим контентом (обучающие курсы, тесты для проверки знаний и т. д.). Однако не стоит забывать, что в данном случае речь идет об обучении вообще, т. е. по большей части о теоретической подготовке. Но как применить ТСО именно для решения задачи проведения практических занятий по формированию умений и навыков безопасного выполнения работ?

Здесь следует обратить внимание на упоминаемые в перечне выше тренажеры. По общепринятому определению, тренажер (от «воспитывать, обучать, тренировать») – это механическое, программное, электрическое либо комбинированное учебно-тренировочное устройство, искусственно имитирующее различные нагрузки или обстоятельства (ситуацию). Электронные тренажеры, основанные на различных цифровых технологиях, на сегодняшний день широко внедряются во все сферы обучения, в том числе в сферу безопасности производственных процессов. Однако не все решения показывают необходимую эффективность и выдерживают конкуренцию с обычными практическими занятиями в организационном и методологическом плане.

Накопленная в профессиональном сообществе практика обучения персонала позволяет сформулировать ряд требований к электронным тренажерам и обучающе-тренинговым комплексам, которые могут применяться для проведения практических занятий по формированию умений и навыков безопасного выполнения работ. К ним относятся:

  1. Соответствие задачам. Электронные тренинги не должны просто развлекать обучаемых или предоставлять им неограниченную свободу действий в предлагаемом учебном пространстве, при этом только имитируя практическое обучение. Цель тренингов – посредством решения предлагаемых ситуационных задач сформировать у обучаемых необходимые паттерны и мнемонические якоря, которые в реальной ситуации при решении реальных задач будут автоматически проявлять себя как необходимые навыки.
  2. Методологическая проработка. Задача обучающе-тренинговых комплексов по безопасному выполнению работ – дать обучаемому всестороннее представление о конкретной работе или производственном процессе, рассказать о вредных и опасных производственных факторах, рисках и последствиях небезопасного выполнения.
  3. Масштабируемость. Обучающе-тренинговые комплексы должны учитывать специфику проведения обучения и практических занятий на предприятиях, в частности, должны быть рассчитаны на индивидуальное (занятие проводится по индивидуальному доступу в систему), групповое (одновременное очное занятие с группой работников) и массовое (одновременный дистанционный доступ к системе большого количества обучаемых) обучение.
  4. Оценка знаний. Любое обучение, в том числе практические занятия, должно завершаться проверкой усвоенных знаний, и обучающе-тренинговые комплексы должны предоставлять такую возможность с обязательной фиксацией результатов.
  5. Качество контента. Материалы для электронных тренажеров должны быть разработаны с участием экспертов, на собственном опыте знающих порядок проведения работ повышенной опасности и владеющих всеми необходимыми навыками для решения нестандартных задач.
  6. Стоимость. Она не должна быть заоблачной, а средства, затраченные на приобретение обучающе-тренинговых комплексов, должны окупаться за 1–2 года.

Перечисленным выше критериям, а также требованиям, предъявляемым п.49 Правил, в полной мере соответствует обучающий продукт «ОКС:Безопасность».

«ОКС:Безопасность» – это электронные обучающе-тренинговые комплексы в системах семейства «ОЛИМПОКС» для проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ. Курсы включают в себя модуль для изучения ключевых правил безопасного выполнения работ с последующей демонстрацией последствий несоблюдения этих правил, а также интерактивный тренинг по выявлению нарушений требований безопасности.

В начале обучения работник изучает ключевые рекомендации и запреты, которые необходимо знать для безопасного выполнения работ. Однако теоретическая часть не ограничивается знакомством с правилами: обучающимся предлагается просмотреть анимированные сцены, наглядно демонстрирующие риски и последствия несоблюдения требований безопасности.


Скриншот из курса линейки «ОКС:Безопасность» OT_227.1 «Обеспечение безопасности при выполнении работ по шлифовке и резке металла механизированным инструментом»
Скриншот из курса линейки «ОКС:Безопасность» OT_227.1 «Обеспечение безопасности при выполнении работ по шлифовке и резке металла механизированным инструментом»

Для отработки навыков самостоятельного выявления нарушений требований безопасности обучающиеся проходят специальный тренинговый модуль. Элементы геймификации способствуют максимальному вовлечению в процесс обучения, от работников требуется изучить предлагаемую ситуацию и выявить все допущенные нарушения или неверное, небезопасное поведение героев сюжета. Подобный подход, имитирующий контроль выполнения работ повышенной опасности, позволяет не только запоминать отдельные правила безопасности, но и идентифицировать риски, понимать взаимосвязанность рабочих процессов.

Таким образом, тренинги «ОКС:Безопасность» позволяют организовать легитимное и качественное практическое обучение работников безопасному выполнению работ, основанное на современных методологических подходах.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал.

Присоединяйтесь к нам на наших страницах в соцсетях ВК и ОК.

Другие статьи на нашем канале: