Найти тему
Заметки о важном

"Единственный и его собственность" Макс Штирнер Часть 2

Просто мем по теме для превью.
Просто мем по теме для превью.

В прошлой части мы узнали краткую биографию автора и узнали содержание 1 части его труда. В данной статье мы кратко продолжим содержание, я скажу свои мысли на данную книгу и подведём итог к magnum opus (монументальный труд) Макса Штирнера.

Приятного просмотра!

Содержание

Во второй части особо интересного не было сказано: просто в более явной форме продолжал распространять свои мысли об радикальном индивидуализме (в книге называемым просто эгоизмом). Примеры этого во второй части:
1)упрекал христиан и либералов в том, что в нём видят всего лишь человека, а не индивидуальность(причём долго).

2)говорил, что свобода намного хуже собственного владения, по настоящему свободен только владелец, но можно и будучи рабом быть внутри свободным человеком и пахать на хозяина ради себя.

Считаю, что этих двух примеров достаточно для общего понимания мыслей автора во второй части.

Мысли по поводу ВСЕЙ книги

1)Его идеи можно назвать нигилистскими: все идеалы и остатки веры убираем, думаем лишь о собственных интересах и всё. Как у нигилиста, у Штирнера есть соответствующие недостатки и достоинства: уничтожают устаревшее и мешающее развитию, но при этом не возводят ничего нового.

2)Странно то, что его идеи причисляют к анархистским: крайний эгоизм присутствует во всех политических режимах. Таким эгоистом по сути может быть кто угодно. Ни что не мешает даже священнику думать личными интересами: примером может быть Родриго Борджиа ставший Папой Александром 6.

3)Ещё добавлю, что распространение таких идей в народе может ухудшить ситуацию (не сильно конечно, ведь и сейчас время необузданного индивидуализма). На подобных идеях ничего не построишь (особенно политическое движение), потому что в такой системе идейные эгоисты просто не будут трудиться, скорее перекидывать ответственность на друг друга, подлизываться, предавать и т.д. А если будут появляться эгоисты, готовые отбросить свои интересы ради обще эгоистических интересов, то такие эгоисты могут начать строить совершенно другой строй с элементами социализма, капитализма.

4)Ещё в этой книге есть одна странная вещь - факт её существования. Если Макс идейный эгоист, то зачем увеличивать себе потенциальных конкурентов. Он мог бы распространять очередной утопический вставтесловоизм и создать на её основе секту, как секта Бога Кузи. Можно предположить, что Макс или не до конца эгоист (но зачем ему такое распространять книгой?), или глупый эгоист, или что-то среднее: он эгоист, но у него есть желание распространить свои идеалы жизни просто так (не соответствует его идеалу).

5)Если задуматься, то можно заметить, что его идеи можно было довести до коллективизма: когда Макс говорил об личных интересах, он сказал, что личные интересы разных людей могут совпадать (по сути быть общими). Из этого можно придти к мысли, что разные социальные группы населения могли бы объединиться по общим интересам. И так можно дойти до марксизма с интересами рабочих и капиталистов, которые в вечном антагонизме.

Итог

Данный труд довольно необычен: из идей младогегельянцев дойти до эгоизма. Особенно сильным получился подобных поворот из-за того, что сами его хорошие знакомые, младогегельянцы, до книги не слышали его идей, которые были написаны в ней. Благодаря этому труду частично возникло такое явления как анархо-индивидуализм. Ещё многие философы испытывали влияние идей Штирнера (те же Маркс и Энгельс).