Найти тему
Театр «Мастерская»

Бог из машины

Почти все произведения Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана были написаны для одного театра: Театра Диониса в Афинах. Предполагают, что недошедшая трагедия Эсхила «Этниянки», Еврипидовы «Андромаха», «Вакханки», «Ифигения в Авлиде» и не сохранившийся «Архелай» предназначались не для Афин, но и они ставились в Театре Диониса.

Собственно слово «theatron» обозначает «зрители» и «места для зрителей». Эти места расположены на юго-восточном склоне Акрополя. Пониже этих мест находится ровная площадка – orchestra, означающая «место для танцев». Сразу пониже орхестры к югу находится священный участок Диониса, на котором сегодня обнаруживаютя фундаменты двух храмов - так называемых старого (VI в. до н.э.) и нового (IV в. до н.э.), оба обращены выходом на восток; там же располагался и большой алтарь для жертвоприношений. Так выглядело место афинского театра до середины V в до н.э. – т.е. во времена Фриниха и Эсхила.

Повыше мест для зрителей севернее Театра Диониса видна мощная стена Акрополя – святилища Афины, покровительница города. Ось «север – юг», таким образом, соединяет два главных на этом празднике святилища. Эта ось как бы воплощалась в актере, стоящем в самом центре орхестры, и символизировала праздничное единение афинского народа и божеств, охраняющих город. Действительно, актеру, стоящему в центре орхестры, с востока и запада были видны зрители и небо поверх их голов; но если он смотрел на север прямо перед собою, то выше всего была Афина – священная твердыня города; пониже – центральные зрительские места, которые занимали члены афинского Совета пятисот – цвет и политическая сила общества; еще ниже, прямо перед ним, стояло священное изображение Диониса и сидел его жрец; а позади актер ощущал – слышал и обонял (а зрители видели) – главный жертвенный алтарь. Орхестра, таким образом, - это пространство между священным изображением бога и святилищем.

-2

Для исконного театрального пространства существенно то, что позади орхестры нет стены, которая отделяла бы ее от святилища. Это важно для дифирамбов, понимаемых как танцы и песни при жертвоприношении Дионису. Зрители этого театра видели позади хора не только святилище, но и всю панораму города и окрестностей вплоть до линии горизонта.

Такой театр не был ни зданием, ни сооружением: он был пространством, сориентированным так, чтобы мир стал зрелищем.

В классическом театре Древней Греции границы театрального пространства совпадали с линией горизонта. Такое возможно только во время священных праздников, когда мир приближается к человеку и становится чудесным явлением.

-3

Театр Диониса в VI в. до н. э. обнаружен только для дифирамбов, а постановки трагедий происходили на старой городской площади (юго-восточнее Восточной агоры), где ставились деревянные скамейки для зрителей. На площади же ставили свою площадку с домиком или ширмой мимы и фокусники, выступили рапсоды и ораторы с праздничными речами. Возможно, что и трагедия первоначально ютилась среди площадных зрелищ: рапсодических декламаций, песен и балаганчиков.

Принято считать, что классический театр включал в себя, помимо театрона и орхестры, еще один постоянный элемент: скену, что обозначает палатку. Там мог храниться сценический реквизит, оттуда выходили и туда скрывались актеры-солисты. Возведение скены во второй половине V в. до н. э. стало обычным. К этому времени относят также возникновение скенографии – росписи скены. В позднейшие времена это приписывали Софоклу. К концу V в. до н. э. относится возведение сценического помоста, возвышающегося над орхестрой, проскения (буквально: «пространства перед скеной).

Хор, актеры-солисты, скена, декорации и реквизит в классическом театре размещались на единой площадке - в трехмерном пространстве круглой орхестры, это отвечало необходимости поддерживать постоянное взаимодействие между хором и актерами-солистами.

Декорации и реквизит классического театра в таком пространстве тоже должны были быть трехмерными: его основу составляли не расписные панели, но разнообразные вещи, статуи, маски, и даже чучела на орхестре, которые изображали немых и неподвижных персонажей в масках.

-4

Скена внутри обозначала скрытое зловещее место, неподвластное контролю в черте священного круга. В классическом театре все убийства в трагедии совершались за дверью скены. Изображение убийства на орхестре было запрещено по религиозным соображениям, ибо согласно ритуалу перед началом драматических состязаний орхестра очищалась жертвенной кровью, и иное пролитие крови на ней (даже воображаемой) считалось кощунством.

Из дверей скены выкатывалась на орхестру эккиклема - буквально: «то, что выкатывается». Она представляла собою площадку на колесиках. На эккиклеме показывали убитых – жертвы злодеяний, праведной и неправедной мести. убитые жертвы злодеяний, праведников и неправедников мести.

Еще одно сооружение классического театра под названием механе буквально: «устройство» («машина»)представляло из себя подъемный механизм. Действовал по принципу рычага и был похож на обычный колодезный журавель, только значительнее массивнее и прочнее. Подъемник предназначался для передвижения персонажей по воздуху. доступноо из себя подьемный механизм.

С помощью подъемника Еврипид изобрел прием, который в римское время стал называться («бог из машины»). Этот эффектный прием представлял судьбоносное явление на орхестре или на крыше скены (вероятно, с территориии святилища) в момент развязки.