Для красочного повествования многие авторы прибегают к разным приемам, чтобы отразить и или подчеркнуть ту или иную мысль, идею. Сегодня мы поговорим об основных литературных приемах, растолкуем каждый в отдельности и приведем примеры. Давайте приступим!
1. Метафора – художественное выражение, в основе которого – сравнение одного предмета с другим, но употребляемое в переносном смысле. Один из самых ярких литературных приемов.
Пример:
«Флейта водосточных труб» (В.В. Маяковский «А вы могли бы?»), «Багровый костер заката» (И.А. Бунин).
2. Сравнение – образное выражение, связывающее предметы или явления на основе общих черт.
Примеры:
«Он бежал быстрее, чем лошадь» (А.С.Пушкин «Марко Якубович»).
«На небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвлённые молнии. Они не только вспыхивали, сколько трепетали и подёргивались, как крыло умирающей птицы» (И.С. Тургенев «Первая любовь»).
3. Олицетворение – выражение, приписывающее неодушевленным предметам и явлениям свойства одушевленных. Употребляется в переносном смысле.
Примеры:
«И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал» (А.П. Чехов «Ванька»).
«Но и теперь я не ушел от разъяренного моря: оно снова пустилось за мной вдогонку» (Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»).
4. Эпитет – художественное выражение, красочно выделяющее какую-либо особенность предмета или явления. Форма поэтического мышления.
Примеры:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду
(С.А. Есенин «Закружилась листва золотая…).
«Я пробегаю жадным взглядом вестей горючих письмена» (М.А. Волошин «Газеты»).
5. Аллюзия – фигура речи, содержащая в себе отсылку на какой-либо факт из истории, мифологии, литературы и.т.д.
Примеры:
«Я вас любил. Любовь еще (возможно, / что просто боль) сверлит мои мозги» (И.А. Бродский «Я вас любил» - отсылка к одноименному стихотворению А.С.Пушкина).
«Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен?» (В.В. Маяковский «Хорошо!», отсылка к произведению Грибоедова «Горе от ума»).
6. Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов.
Примеры:
«Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг» (М.Ю. Лермонтов «Из альбома Карамзиной»).
«Легкомыслие! — Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!» (М.И. Цветаева «Легкомыслие – милый грех…»).
Часто этот прием используется и в названиях знаменитых литературных произведений, например: «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Горячий снег» Ю. Бондарева.
7. Антитеза – прием, в котором предметы, явления, качества противопоставлены друг другу.
Примеры:
«Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт» (А.С. Пушкин «Ты и я»).
«Полюбил богатый — бедную,
Полюбил учёный — глупую,
Полюбил румяный — бледную,
Полюбил хороший — вредную:
Золотой — полушку медную»
(М.И. Цветаева «Полюбил богатый – бедную…)
Также на этой фигуре речи часто строятся знаменитые пословицы и поговорки («Тише едешь – дальше будешь», Ученье — свет, а не ученье — тьма).
8. Градация – это такой способ построения предложений, при котором однородные слова в них усиливают или понижают эмоциональное напряжение. Позволяет сосредоточить внимание читателя на конкретном предмете или факте. Бывает восходящей (усиление) и нисходящей (ослабление).
Примеры:
«Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить» (А.П. Чехов «Темной ночью»).
«Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах» (А. Белый «Развалы»).
9. Лексический повтор – слово или фраза, повторяющиеся в тексте несколько раз для усиления эмоционального эффекта.
Примеры:
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»).
«Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни»
(В. Хлебников «Когда умирают кони – дышат…»).
10. Ирония – сатирический прием, когда слово или фраза употреблены в противоположном значении. Это скрытая насмешка над персонажем или явлением.
Примеры:
«Отколе, умная, бредешь ты, голова?» — Лисица, встретятся с Ослом, его спросила» (И.А. Крылов «Лисица и осел»).
«Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»).
11. Каламбур – литературный прием, основанный на игре слов. В одном контексте используются либо разные значения одного и того же слова, либо разные слова, схожие по звучанию.
Примеры:
«– Здравствуй!
– Привет!
– Что это ты несёшь?
– Несу разные вещи.
– Несуразные? Почему они несуразные-то?»
(А. Шибаев «Несуразные вещи»).
«В год за три щелка тебе по лбу, есть же мне давай варёную полбу» (А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его балде»).
Часто на каламбуре строятся афоризмы и анекдоты («Из окна дуло. Штирлиц выстрелил. Дуло исчезло»).
12. Аллегория – иносказание. Отвлеченное понятие показано через конкретный жизненный образ. Часто используется в баснях (например, лиса олицетворяет хитрость, осел – глупость и.т.д.)
Примеры:
«Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела»
(Б. Пастернак «Зимняя ночь», где свеча – аллегория надежды).
«Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах ... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! … Буря! Скоро грянет буря!»
(М. Горький «Песнь о буревестнике», где глупый пингвин – серая масса обывателей, а гордый Буревестник – смельчаки, бросающие вызов обществу).
13. Гипербола – средство выражения, основанное на преувеличении какого-либо качества предмета.
Примеры:
«Во сне дворник сделался тяжелым, как комод» (Ильф и Петров «Двенадцать стульев»).
«Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов» (Ф.М. Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели»).
14. Гротеск – предельное преувеличение, доходящее до фантастичности и карикатурности. Часто используется в сказках и сатирических произведениях.
Пример:
«Градоначальник с фаршированной головой» (Салтыков-Щедрин «История одного города»).
15. Литота – художественный прием, основанный на нарочитом преуменьшении каких-либо качеств объекта.
Примеры:
«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка» (А.С. Грибоедов «Горе от ума»).
«Мой Марихен так уж мал, так уж мал, что из крыльев комаришки сделал себе две манишки» (К. Аксаков «Мой Марихен так уж мал»).
16. Метонимия – это перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности.
Примеры:
«Все флаги в гости будут к нам» (А.С. Пушкин «Медный всадник», где флаги – это страны).
«Я три тарелки съел…» (И.А.Крылов «Демьянова уха», где под тарелками имеется в виду их содержимое – суп).
Синекдоха – вид метонимии, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот.
Примеры:
— «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»).
«И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)
17. Перифраз – троп, в котором название предмета заменяется указанием на его характерные признаки.
Примеры:
«Погиб поэт! — невольник чести. — Пал, оклеветанный молвой» (М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта).
«Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид» (А.С. Пушкин «Медный всадник»).
18. Инверсия – оборот поэтической речи, который заключается в своеобразной расстановке слов, нарушающей обычный порядок.
Примеры:
«Сегодня у берега нашего бросил свой якорь досель неизвестный корабль» (Н. Гумилев «Сегодня у берега нашего бросил»).
«На меня она имела влияние сильное» (И.С. Тургенев «Фауст»).
19. Риторический вопрос – стилистическая фигура в виде вопроса, не требующего ответа. Необходима для привлечения внимания читателя к обсуждаемой теме.
Примеры:
«Полагаю, тебе известно, что ты сирота?» (Чарльз Диккенс «Приключения Оливера Твиста»).
«Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое семечко липы?» (К. Паустовский «Сказочник»).
20. Умолчание – фигура речи, представляющая из себе прерванное высказывание. Читателю самому предлагается догадаться, что имеется в виду.
Примеры:
«Но мне ли, мне ль, любимцу государя… Но смерть… но власть… но бедствия народны…» (А.С. Пушкин «Борис Годунов»).
«Дерзкой пламенной рукою
Белоснежну, полну грудь…
Я желал бы… да ногою
Моря не перешагнуть»
(А.С. Пушкин «К Наталье»).