Когда в начале XVI столетия в Риме – столице Италии – была обнаружена древняя скульптура, новоиспечённый Римский Папа решил прикупить её и выставить на всеобщее обозрение. В 1506 году Папа Юлий II нанял некоторых из самых известных художников в истории человечества, которые стали создавать для его коллекции самые разные произведения искусства. Он также приобрёл множество скульптур и картин, в том числе старинную работу, которая и легла в основу начала коллекции скульптур в Музеях Ватикана.
Вместе с невероятной коллекцией картин и других артефактов музеи содержат в себе одну из самых впечатляющих коллекций произведений искусства в мире. Она включает в себя более 70 000 произведений искусства, из которых более 20 000 экспонируются на постоянной основе. Неотъемлемой частью музеев является Сикстинская Капелла, именно она хранит в себе всемирно известное творение от Микеланджело (годы жизни 1475-1564), которое носит название «Сотворение Адама» (примерно 1512 год). В этой статье вы откроете для себя некоторые из самых известных скульптур в Музеях Ватикана – городе-государстве в Риме. Они расположены сразу в четырёх различных отделениях, посвящённых скульптуре музеев.
1 место. «Лаокоон и Его Сыновья»
- Дата создания: 200 год до нашей эры-70 год нашей эры
- Размеры: 208 х 163 х 112 сантиметров
- Место нахождения: Музей Пио-Клементино
«Лаокоон и Его Сыновья» – это древняя скульптура, составляющая основу коллекции скульптур Музеев Ватикана. Она была обнаружена в обычном винограднике неподалёку от базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме – столице Италии, именно её в 1506 году Папа Юлий II и приобрёл. Она изображает на себе троянского священника Лаокоона и его родных сыновей – Антифантеса и Тимбрея, на которых нападают злобные змеи.
Древним историком Плинием скульптура была идентифицирована как высеченная из камня греческими скульпторами, но подробностей он не сообщал. Безусловно, она была слегка изменена в древние времена, как полагают, эти изменения восходят к династии Юлиев-Клавдиев (27 год до нашей эры-68 год нашей эры), в которую входят сразу пять первых римских императоров.
2 место. «Аполлон Бельведерский»
- Дата создания: 120-140 годы нашей эры
- Высота: 224 сантиметра
- Место нахождения: Музей Пио-Клементино
«Аполлон Бельведерский» – это ещё одна древняя скульптура, обнаруженная в стране в эпоху Возрождения. Считается, что она была вырезана во времена правления римского императора Адриана – человека, который был просто одержим греческой культурой. А это многое объясняет, например то, почему в скульптуре присутствуют такие характерные эллинистические элементы.
Искусствоведы уверены в том, что это оригинальная статуя. А всё потому, что греческий бог Аполлон был изображён в типичных римских сандалиях. Скульптура находится в коллекции Музеев Ватикана с 1511 года и до сих пор остаётся одной из самых больших достопримечательностей этого учреждения.
3 место. «Август из Прима-Порта»
- Дата создания: I век нашей эры
- Высота: 208 сантиметров
- Место нахождения: Музей Кьярамонти (Новое Крыло)
«Август из Прима-Порта» – это скульптура римского императора Августа (годы жизни 63 до нашей эры-14 нашей эры) в натуральную величину, именно этот человек превратил Римскую республику в диктатуру. Скульптура была названа в честь места, где была найдена – района в самом центре Рима, известного как Прима-Порта.
Эта огромная статуя весит более 1 000 килограммов, она была откопана в 1863 году на территории бывшей виллы императора Августа и его третьей супруги – Ливии Друзиллы. А посему предполагается, что это лишь копия оригинальной бронзовой статуи, которая в своё время была утеряна. В древние времена она была окрашена в яркие цвета, таким образом копия и даёт нам замечательное представление о том, как выглядел Август в свои молодые годы.
4 место. «Марс из Тоди»
- Дата создания: конец V-начало IV веков до нашей эры
- Размеры: почти в натуральную величину
- Место нахождения: Грегорианский Этрусский Музей
«Марс из Тоди» – это бронзовая этрусская скульптура, созданная в Этрурии – исторической области в центральной части Италии. Вполне вероятно, что данная бронзовая скульптура воина была создана для того, чтобы служить обетованным подношением Ларану – этрусскому богу войны.
Типичная этрусская статуя объединяет в себе сразу несколько элементов эллинистического искусства, в том числе и позу контрапоста. А это значит, что вес изображённого мужчины приходится лишь на одну его ногу. Наиболее примечательной особенностью этой статуи является ламеллярная пластинчатая броня, которая даёт нам точное представление о боевом снаряжении, использовавшемся в те исторические времена.
5 место. Статуя Нила
- Дата создания: II-III века нашей эры
- Размеры: почти в натуральную величину
- Место нахождения: Музей Кьярамонти (Новое Крыло)
Статуя Нила – это монументальная скульптура, изображающая на себе греческого бога Нила – покровителя одноимённой реки в Египте. Вполне вероятно, она была вырезана ещё в Древней Греции, а эта статуя считается точной копией оригинальной работы, которая когда-то украшала собой одну из улиц древнего египетского портового города – Александрии.
Мы видим бога лежащим на вершине сфинкса, в это же время несколько детишек ползают по его могучему телу. Другая версия данной скульптуры более низкого качества находится на площади Пьяццета-Нило в Неаполе (Италия), которая и была названа в её честь.
6 место. «Антиной Браски»
- Дата создания: 138 год нашей эры
- Высота: 330 сантиметров
- Место нахождения: Музей Пио-Клементино (Комната Ротонда)
«Антиной Браски» – это огромная скульптура Антиноя – любовника римского императора Адриана. Парень представляет собой смесь двух богов – Диониса и Осириса. Он утонул в реке Нил в 130 году нашей эры, и сама скульптура была заказана вскоре после этого трагического инцидента.
Статуя была заново открыта во время раскопок на вилле Адриана в Палестрине, что в итальянском городе Тиволи. Она была отреставрирована и выставлена во дворце Палаццо Браски в Риме, где оставалась вплоть до 1844 года. В наши дни это одна из самых замечательных скульптур в Музее Пио-Клементино, находящемся на территории Музеев Ватикана.
7 место. «Бельведерский Торс»
- Дата создания: I век до нашей эры-I век нашей эры
- Высота: 159 сантиметров
- Место нахождения: Музей Пио-Клементино (Комната Муз)
«Бельведерский Торс» представляет собой фрагментированную скульптуру полностью обнажённого мужчины, которая, как полагают, была вырезана из камня либо в I веке до нашей эры, либо же в I веке нашей эры. Вполне вероятно, это копия ещё более древней скульптуры, полностью завершённой во II столетии до нашей эры.
Основание статуи было подписано словами: «Аполлоний, сын Нестора, Афинянин». К великому сожалению, эта фраза не делает нас более осведомлёнными, ибо никаких следов данного человека в других древних источниках попросту нет. Мастер эпохи Возрождения по имени Микеланджело, вполне возможно, использовал этот торс для одной из фигур в своём монументальном произведении искусства «Страшный Суд» (1536-1541 годы) – фреске, украшающей собой Сикстинскую Капеллу. Как полагают, именно эта фигура держит в своих руках содранную с итальянского художника кожу.
8 место. «Спящая Ариадна»
- Дата создания: II век нашей эры
- Размеры: 226 х 129 х 103 сантиметра
- Место нахождения: Музей Пио-Клементино (Галерея Статуй)
«Спящая Ариадна» – это одна из самых известных античных скульптур на планете Земля. Она восходит к временам правления римского императора Адриана (и это неудивительно) во II веке нашей эры и считается точной копией эллинистической скульптуры, вырезанной членами Пергамской школы II столетия до нашей эры.
Отдыхающая фигура изображается в полусидящем, полулежащем положении. Голова фигуры лежит на её левой руке, а правая рука закинута на голову девушки. Долгое время считалось, что скульптура изображает собой древнеегипетскую царицу Клеопатру, потому как она также носила на себе браслет со змеёй.
9 место. «Мастайский Геркулес»
- Дата создания: конец I-начало III веков нашей эры
- Высота: 383 сантиметра
- Место нахождения: Музей Пио-Клементино (Комната Ротонда)
Статуя Геркулеса (или же Геракла) также известна как просто «Геракл» или «Мастайский Геркулес» – она представляет собой огромную позолоченную бронзовую скульптуру древнего полубога, известного своей недюжинной силой. Сын бога Юпитера изображается полностью обнажённым и опирающимся на свою огромную дубину.
Скульптура была обнаружена в 1864 году под двором дворца Палаццо Пио-Ригетти, расположенного неподалёку от античного театра Помпеи в Риме. Стоит отметить, что статуя серьёзно пострадала от удара молнии. Согласно римской традиции, скульптура была захоронена должным образом вместе с останками мёртвого ягнёнка.
10 место. «Торжествующий Персей»
- Дата создания: 1800-1801 годы нашей эры
- Высота: 242,6 х 191,8 х 102,9 сантиметра
- Место нахождения: Музей Пио-Клементино
«Торжествующий Персей» – это скульптура, изображающая собой легендарного основателя Микен, если верить греческой мифологии, Персея, держащего в своих руках отрубленную голову Медузы. Она была одной из тех трёх горгон, у которых вместо волос на голове были змеи.
Скульптура от Антонио Кановы (годы жизни 1757-1822) была вырезана из камня всего лишь за несколько месяцев первых лет XIX века, когда итальянский художник-неоклассик уже считался самым востребованным творцом на территории всей Европы. Статуя была заказана французским трибуном Онорато Дюверье, а затем приобретена Папой Римским – Пием VII Кьярамонти.